29.08.2008 04:30
Экономика

Государство потратит на развитие транспортной инфраструктуры более 13 триллионов рублей

К 2015 году в России будет построено и реконструировано почти 8 тысяч километров федеральных трасс
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Спецвыпуск: №0 (4740)
Читать на сайте RG.RU

В ближайшие годы государство собирается потратить на развитие транспортной инфраструктуры более 13 триллионов рублей. Такая сумма заложена в Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы". Ее уже называют самой масштабной за всю историю существования федеральных целевых программ.

"Без развития инфраструктуры нет и не будет развития экономики", - заявил, выступая на транспортном форуме в Сочи, глава правительства Владимир Путин. При этом, отметил он, создание и развитие современной транспортной инфраструктуры - прямая обязанность государства.

Из федерального бюджета на реализацию программы будет выделено 4,651 триллиона рублей, или 33,4 процента от общего объема финансирования. А более 60 процентов средств панируется привлечь за счет внебюджетных источников, бюджетов регионов. Около 1 триллиона рублей будет выделено за счет инвестиционной составляющей тарифа на грузовые перевозки.

На эти деньги должно быть построено или реконструировано почти 20 тысяч километров автодорог, более 100 взлетно-посадочных полос, проложено свыше 3 тысяч километров новых железнодорожных линий, а объем перевалки грузов в морских портах должен увеличиться в 1,5 раза. В программе, которая представляет собой 3 тома объемом по 1 тысяче страниц, подробно прописан каждый объект.

Кстати, изначально программа с учетом предложений, разработанных регионами, составляла 21 триллион рублей. Но потом ее сократили и приняли только ту часть, которая реально может быть выполнена. Некоторые наиболее затратные и долгосрочные проекты, например, такие как строительство 15-километрового тоннеля сквозь Кавказский хребет для прямой связи Сочи с северокавказскими республиками, пока отложены. Но, скорее всего, эти проекты будут учтены в следующей пятилетке. Предполагается, что до 2020 года объем затрат на транспортную инфраструктуру в России превысит 1 триллион долларов.

Локомотивами инфраструктурного строительства в России остаются государственный бюджет и Инвестфонд. За счет денег Инвестфонда в ближайшие годы должно быть реализовано более 10 проектов, которые так или иначе связаны с транспортом. Но не менее половины стоимости этих инвестпроектов будет оплачено бизнесом. Уже начались стройки на железной дороге. Объявлены результаты первого конкурса на строительство и дальнейшее концессионное управление платной автодорогой, еще по трем проектам результаты победителей назовут в самое ближайшее время. Стоит отметить, что одновременно с проведением конкурсов реформируется и общее законодательство о концессиях. Недавно были приняты поправки в федеральный закон о концессиях. И бизнес получил некоторое снижение расходов и дополнительную защиту своих доходов от управления государственной инфраструктурой. В минтрансе рассчитывают, что с принятием поправок предприниматели охотнее потянутся в транспортные концессии. Между тем параллельно с прокладкой новых трасс на перспективу решается еще одна задача - дорожная отрасль должна стать менее затратной. То есть речь идет не только о поиске дополнительных источников денег на строительство, но и получении прибыли от эксплуатации дорог на условиях государственно-частного партнерства (до сих пор автодороги являются исключительно расходной статьей бюджета).

Один из самых объемных разделов программы посвящен автодорогам. Общий объем финансирования этой подпрограммы составляет 4,3 триллиона рублей, более 3,2 выделит федеральный бюджет. Прогнозируется, что за счет этих денег протяженность сети федеральных трасс увеличится почти на 20 тысяч километров. При этом на 4,7 тысячи километров станет больше федеральных автодорог высших категорий. Сейчас, утверждают эксперты, основная часть федеральных трасс однополосные, и только 8 процентов имеют многополосную проезжую часть. Но к 2015 году интенсивность движения на федеральных дорогах вырастет на 40-50 процентов. И потому все "узкие" места необходимо расшивать. Срок окупаемости автодорожной подпрограммы составит 12 лет с момента начала ее реализации, предполагают разработчики.

Общая стоимость железнодорожных проектов на 2010-2015 годы составляет более 1,7 триллиона рублей. При этом затраты бюджетов разных уровней и Инвестфонда составят всего 370 миллиардов рублей. А остальное профинансирует ОАО "Российские железные дороги" за счет повышения тарифов на грузоперевозки. Кроме того, РЖД будет выделять в тарифах новую составляющую - инвестиционную. Эти меры, по предварительным подсчетам, дадут компании около 1,2 триллиона рублей дополнительных в течение пяти лет. Львиная доля этих средств будет инвестирована в развитие железнодорожной инфраструктуры.

120 миллиардов рублей выделено в ФЦП на порты. Из этой суммы 100 миллиардов рублей пойдет на строительство и реконструкцию собственно портовой инфраструктуры, 20 миллиардов рублей - на закупку обслуживающего флота. Но бизнес в портовые проекты тоже привлекается. На условиях частно-государственного партнерства собираются возводить порты для подвозки грузов на олимпийские стройки в Сочи. Предприниматели готовы вкладываться и в порты Тамань и Усть-Луга.

Программа должна дать толчок и развитию авиатранспорта. За счет денег, выделенных на авиацию, будет закуплено более 600 новых отечественных самолетов. Кроме того, решается вопрос о снятии пошлин на запчасти для самолетов и самолеты вместительностью более 600 кресел и тренажеры. "Мы не будем покупать российские самолеты без тренажеров для тренировки пилотов до их серийного выпуска в эксплуатацию", - обещал глава минтранса Игорь Левитин. В соответствии с программой развития будет закупаться только новая техника. Этот вопрос уже согласован с минпромторговли. Транспортная ФЦП сверстана с учетом закупки новой техники и внедрения современных технологий проектирования и строительства транспортных объектов. Если же до конца года российские производители не подтвердят, что способны реализовать заявленные мощности, то необходимая техника будет закупаться за рубежом. Кроме того, все российские и зарубежные перевозчики, находящиеся в России, в 2012 году должны быть обеспечены наземной системой ГЛОНАСС/GPS.

 

 

 

 

 

 

 

Инфраструктура Железные дороги