01.09.2008 04:00
Экономика

Расходы казны в будущем году составят более 9 триллионов рублей

В проекте бюджета-2009 расходы на здравоохранение увеличены почти на 60 процентов
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4740)
Читать на сайте RG.RU

Депутаты вскоре приступят к обсуждению проекта бюджета на 2009-2011 годы. Документ уже направлен в Госдуму. Расходы казны в будущем году составят более 9 триллионов рублей. Самый большой рост ожидается по ЖКХ, а также здравоохранению, физкультуре и спорту. Впервые более 1 триллиона рублей получит экономика.

Выбор приоритетов оправдан: речь идет прежде всего о вложениях в человека и развитии инфраструктуры, говорят эксперты "РГ". Но проблемой может стать разгон инфляции на фоне масштабных социальных затрат.

На первое место по росту расходов выходит жилищно-коммунальная сфера. Прибавка по сравнению с 2008 годом может составить почти 70 процентов. Но "вес" ЖКХ в общей структуре федеральных расходов все же невелик - всего 1,2 процента. Зато расходы на здравоохранение, физкультуру и спорт, которые тоже растут беспрецедентными темпами, выглядят в общих затратах куда значительнее.

На эти цели может быть выделено около 366 миллиардов рублей. Почти 104 миллиарда рублей закладывается на нацпроект "Здоровье". На 22 миллиарда рублей будут увеличены расходы на возведение перинатальных центров, научно-исследовательских институтов и санаториев, ремонт больниц. 830 миллионов уйдет на формирование здорового образа жизни. Почти вдвое против нынешнего могут получить физкультура и спорт. Государство будет стимулировать деньгами спортсменов, готовящихся к Олимпийским играм в Сочи, и развивать детский спорт. Задача - привлечь к регулярным занятиям физкультурой и спортом не менее 45 процентов населения и охватить ими 80 процентов детей и молодежи.

Прописанные в отдельном разделе расходы на социальную политику растут незначительно - закладываемые 8 процентов роста будут практически "съедены" инфляцией. Но деньги на "социалку" придут еще по одному каналу - статье "Межбюджетные трансферты". На поддержку Пенсионного фонда планируется направить около 1,7 триллиона рублей. В 2009 году размер социальной пенсии будет доведен до прожиточного минимума пенсионера, который составит 4,1 тысячи рублей, подсчитал минфин. Причем если в проекте бюджетной трехлетки, принятой в прошлом году, базовую часть трудовой пенсии собирались проиндексировать в 2009 году на 26 процентов, то в новом варианте - уже на 35 процентов.

Большие деньги государство намерено вкладывать и в экономику. При этом почти 40 процентов всех денег по статье "национальная экономика" получит инфраструктура - транспорт и дорожное хозяйство. Больше чем в два раза будет увеличена поддержка авиации. 1,7 миллиарда рублей выделят на то, чтобы сделать доступнее перевозки с Дальнего Востока и районов Крайнего Севера в европейскую часть страны. Железнодорожники могут рассчитывать на более чем полуторный рост компенсаций потерь из-за госрегулирования тарифов в пассажирских поездах. На 43 процента обещают увеличить расходы на ремонт и содержание автомобильных трасс.

Не забыты и масштабные стройки на основе частно-государственного партнерства. Три недавно отобранные особые экономические зоны портового типа (аэропорты в Красноярске и в Ульяновске, морской порт в Хабаровском крае) получат 16 миллиардов рублей. В Инвестфонд собираются заложить почти 256 миллиардов рублей. Числятся они по другой бюджетной статье - "Общегосударственные вопросы".

Рывок к высоким технологиям обеспечат госраходы, разнесенные сразу по трем бюджетным статьям - "Национальная экономика", "Общегосударственные вопросы" и "Образование". Будет финансироваться ФЦП по наноиндустрии, рассчитанная на ближайшую трехлетку. 22 миллиарда рублей предлагается направить на космические исследования. Более чем на треть должны вырасти затраты на фундаментальные исследования: деньги нашлись и на повышение зарплат ученым, и на создание суперкомпьютера в научно-вычислительном центре МГУ. Будут выделяться средства для развития Сибирского, Южного и Дальневосточного федеральных университетов.

Компетентно

Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития:

- Рад, что теперь удалось доказать: здравоохранение должно быть одним из приоритетов государственных расходов.

Напомню, в предыдущем проекте трехлетнего бюджета, принятого в прошлом году, рост расходов на здравоохранение с учетом инфляции был практически нулевой. Но если мы хотим увеличить продолжительность жизни до 75 лет, как предполагается в проекте концепции-2020, то расходы на здравоохранение должны расти.

В общих расходах на здравоохранение значительную часть занимает нацпроект "Здоровье". Эти деньги выделяются прежде всего на повышение зарплат медикам из федерального бюджета - в крупных медицинских центрах, в Академии медицинских наук, на закупку новой медтехники. Добились включения в проект бюджета новых программ - по донорской крови, профилактике онкологических заболеваний.

Но многое зависит от того, какая будет выбрана модель развития здравоохранения. Это не менее важно, чем выделение денег.

Евгений Надоршин, преподаватель ГУ - Высшая школа экономики:

- В проекте бюджета на 2009-2011 годы четко прослеживаются две тенденции: резкое увеличение социальных и инвестиционных расходов.

Впервые предусмотрены такие большие расходы на инфраструктуру. Ею практически не занимались с 1990-х годов. Но планируемые объемы - лишь малая часть того, что надо потратить.

Принципиальный вопрос - насколько эффективно будут израсходованы государственные деньги. Автотрассы и железные дороги должны прокладываться только там, где будет обеспечен рыночный спрос, и тогда на это положительно отреагирует вся экономика. В противном случае мы можем повторить опыт Саудовской Аравии, где на пике больших доходов от экспорта нефти стали строить оазисы и дороги в пустыне. Потом цены упали, а трассы в песках оказались ненужными. Чтобы этого не случилось, надо менять модель общения с бизнесом - делать для него привлекательным частно-государственное партнерство. И не только в транспортной сфере, но и в ЖКХ.

Еще один момент - наращивание госрасходов будет неизбежно подталкивать инфляцию. На 2009 год они планируются на уровне 17,4 процента ВВП, тогда как в этом году - примерно 16,6 - 16,8 процента ВВП. Эти планы мало совместимы с намерениями снизить инфляцию в 2009 году до 8,5 процента.

Федеральный бюджет