Рим выплатит Триполи пять миллиардов долларов в качестве компенсации за 32 года, в течение которых Ливия находилась под колониальным господством Италии.
Таков один из итогов подписанного в Бенгази лидером ливийской революции Муамаром Каддафи и итальянским премьер-министром Сильвио Берлускони соглашения о дружбе и сотрудничестве.
Отношения между двумя странами, расположенными "визави" по обе стороны Средиземного моря, всегда складывались, мягко говоря, непросто. В начале прошлого века, а если конкретно - в 1911 году, Италия, воспользовавшись закатом некогда могущественной Османской империи, частью которой в ту пору была Ливия, оккупировала ее, превратив в колонию. Этот статус продержался до 1942 года, а после капитуляции Италии, союзницы Германии во Второй мировой войне, Ливия перешла под объединенное франко-британское управление. Североафриканская страна получила независимость в 1951 году, но вплоть до прихода к власти спустя 18 лет полковника Муамара Каддафи поддерживала довольно тесные и разносторонние отношения с прежней метрополией.
Новое радикальное руководство конфисковало собственность итальянских граждан, пустивших там корни, а затем 7 октября 1970 года выдворило их из страны. Кстати, этот день стал в Ливии национальным праздником - "днем мщения".
Тем не менее итальянцы прилагали немалые усилия, особенно в последние годы, чтобы наладить рабочие связи с прежней колонией, и, надо признать, им это в значительной степени удалось.
Однако Муамар Каддафи неоднократно намекал, что ливийцы обладают хорошей исторической памятью. Мол, для превращения "дня мести" в "день дружбы", то есть для полной нормализации с бывшими колонизаторами, им не хватает "сильного жеста" Рима. Как считают некоторые аналитики, немалую роль в примирении Рима и Триполи сыграл мировой энергетический кризис, взметнувшиеся ввысь цены на нефть, а также грозный намек Ливии, что она прекратит сотрудничать с Италией в области борьбы с нелегальной иммиграцией. Именно из Ливии на Апеннины поступает основной поток обездоленных африканцев, ищущих счастья на чужбине.