Водителей с небольшим стажем обозначат. Буквально повесят на заднее стекло специально разработанный знак.
Идею специального знака для неопытных водителей озвучил на недавнем совещании с представителями минобрнауки, минздравсоцразвития, минэкономразвития и минтранса начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов. Более того, сейчас в самом департаменте разрабатывается проект постановления правительства о внесении соответствующих изменений в правила дорожного движения.
Предполагается, что в обязательном порядке такой знак должны будут наклеивать на стекло все водители, у которых стаж меньше двух лет. Пока этот знак не введет никаких ограничений, а только будет предупреждать всех остальных водителей, что за рулем сидит новичок.
Идея эта не нова. Водители с малым стажем давно и прочно состоят в группе риска.
Специальной статистики о том, сколько аварий происходит по вине неопытных водителей, не ведется, но, по относительным подсчетам, в каждой третьей аварии виноват новичок. Риску попасть в ДТП более подвержены водители со стажем менее года. И, как правило, причина этих аварий на протокольном языке звучит как "несоблюдение скоростного режима" или "не справился с управлением".
Только в августе этого года произошло несколько страшных аварий, виновниками которых оказались люди с малым стажем вождения. Совсем свежий случай произошел в Москве. Девушка 24 лет со стажем меньше года не справилась с управлением. "БМВ" вылетел на автобусную остановку. В итоге три человека погибли, двое - в реанимации. В Томской области 22-летний водитель со стажем один год, пьяный, не справился с управлением и улетел с дороги. В машине было четверо детей. Двое из них погибли на месте.
Уже не раз на государственном уровне поднимался вопрос о возможных способах борьбы со сложившейся ситуацией. Но дальше разговоров дело не шло. И вот теперь, по всей видимости, за проблему взялись с новыми силами.
Надо сказать, что в советские годы существовала такая практика: сдав на права, водитель еще не получал полноценного водительского удостоверения. Ему выдавался временный документ на два года. Он мог ездить на своей машине по городам и весям, но при этом не превышая 70 километров в час. И только через два года, если он был приличным водителем, не нарушавшим правил, ему меняли временные права на полноценные. Нарушил - иди на переэкзаменовку.
Подобная практика сохранилась на Украине. В Белоруссии к этим строгостям добавили специальное обозначение на заднем стекле. Надо сказать, что такие меры есть не только на постсоветском пространстве. В Италии, например, тоже действуют ограничения скорости для молодых водителей. В Сингапуре начинающий за рулем получает первые права, которые не только ограничивают его в скорости, но и в мощности двигателя. За прибавкой лошадиных сил нужно снова идти на экзамен, но только в том случае, если до этого не попадался на нарушениях правил. В Корее действует подобная же система, только без переэкзаменовки. Через год ты можешь повысить мощность автомобиля, еще через год снова добавить лошадей. А через пять лет - стать полноценным водителем.
Каким знаком пометят молодого водителя, пока неизвестно. Сейчас многие и сами по доброй воле вешают на стекло "У", "восклицательный знак" или "кипящий чайник". В ГИБДД под этот случай разработают единый самостоятельный знак, обязательный к использованию. Но, видимо, одним знаком не отделаться. В прессе звучат мысли ограничить начинающего автомобилиста в скорости: на загородных дорогах вместо разрешенных 90 километров в час - не более 70, на автомагистралях вместо 110 - 90 километров в час. Только в городе за новичками сохранится право придерживаться общеразрешенных 60.
Правозащитники уже высказались о том, что такими способами проблемы аварийности среди молодых водителей не решить. Во-первых, при нынешней загруженности дорог такой автомобиль, двигающийся медленнее скорости потока, - это уже потенциальная угроза, во-вторых, надо бороться не с молодыми водителями, а с теми, кто их учит и кто выдает им права.
Кстати, проблема обучения и ужесточения требований к кандидатам в водители была главной темой совещания в ГИБДД. В автоинспекции готовы подойти в ближайшее время к приему экзаменов со всей объективностью. В том числе планируется принимать их с помощью электронных средств, что минимизирует человеческий фактор в этом процессе с обеих сторон. Сегодня человек хочет не только сдать экзамен и получить права, но и научиться управлять автомобилем на наших дорогах. И как этому научить - вопрос к образовательным учреждениям.