Минфин предлагает заменить единый социальный налог страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды. Общая ставка - 26 процентов - останется без изменений. Однако платить этот налог придется также и предприятиям, применяющим специальные налоговые режимы, или работающим в особых экономических зонах. Об этом говорится в бюджетной стратегии до 2023 года, обнародованной минфином на минувшей неделе.
Напомним, что сейчас ставка единого социального налога составляет 26 процентов от фонда заработной платы. Из них 20 процентов перечисляются в Пенсионный фонд, 3,1 процента в Фонд обязательного медицинского страхования и оставшиеся 2,9 процента - в Фонд социального страхования. Если изменения, предложенные минфином, будут одобрены, то с 2010 года работодатели станут перечислять налоговые платежи в эти фонды напрямую. При этом изменится структура расщепления взносов. В Пенсионный фонд придется перечислять 19,25 процента, в ФСС - 2,25 процента, в ФОМС - 4,5 процента.
Этот общий порядок предлагается распространить и на организации, и индивидуальные предприятия, применяющие специальные налоговые режимы. В частности, речь идет о плательщиках единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход и предпринимателях, работающих по упрощенке.
Сегодня предприятия, применяющие специальные налоговые режимы (в основном малый бизнес), не платят ЕСН, а только делают пенсионные взносы в размере 20 процентов. Также льготами пользуются компании, работающие в особых экономических зонах. Максимальная ставка для них составляет 14 процентов. Минфин аргументирует необходимость перехода малого бизнеса на общий порядок налогообложения ЕСН тем, что эти льготы сокращают финансовую базу для будущих пенсий. А достойные пенсии предлагается сделать приоритетом бюджетной политики.
Как сообщала "Российская газета", минфин разработал меры, которые помогут ликвидировать бедность среди пенсионеров. В министерстве подсчитали: если они будут приняты, через пять лет средняя трудовая пенсия увеличится, по сравнению с 2007 годом, на 223 процента.
К тому же, несмотря на постоянный рост пенсий, его темпы заметно отстают от темпов роста зарплат: за последние семь лет зарплаты в среднем выросли в 2,6 раза, а пенсии - лишь в 1,9 раза. Если ничего не делать, разрыв будет нарастать. Подготовленные меры позволят довести коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) до 30 процентов против нынешних 23 процентов.
Представители бизнес-сообщества восприняли предложенные изменения в штыки. "Вызывает серьезные опасения попытка увеличить фактическую налоговую нагрузку на бизнес в части ЕСН", говорится в проекте замечаний РСПП по поводу стратегии 2023.
Особенно существенным, по мнению бизнеса, станет повышение налогов для сельхозпроизводителей. Организации-налого-плательщики единого сельскохозяйственного налога сейчас не платят ЕСН (только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), при этом если компании, использующие режим налогообложения "доходы минус расходы", смогут вычитать сумму ЕСН из налогооблагаемой базы, то те, кто выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, не смогут даже этого. Сельхоз производители, не использующие специальный налоговый режим, будут уплачивать ЕСН по общей ставке (это означает рост ставки налога с 20 процентов до 26 процентов), при этом регрессивная шкала для них недоступна, поскольку средняя зарплата в сельском хозяйстве в среднем в два раза ниже, чем в других отраслях.
Однако больше всего возражений вызывает предложенная минфином индексация регрессивной шкалы ЕСН в сторону увеличения. В соответствии с проектом стратегии применение регрессивной шкалы будет начинаться со среднемесячной зар платы 91 666,75 рубля (при средней начисленной заработной плате в июле 2008 года 17 538 рублей). В результате доступ к регрессивной шкале ЕСН серьезно ограничивается. В основном нагрузка возрастет на компании, привлекающие молодых и высококвалифицированных сотрудников, считают эксперты
Предлагаемые минфином меры по установлению начиная с 1 января 2010 года эффективной ставки ЕСН на уровне 2005 года и недопущению ее снижения в будущем приведет к тому, что 97 процентов фонда заработной платы будет облагаться по максимальной ставке налога (26 процентов). Это фактически означает введение плоской шкалы этого налога для всех основных доходных групп, говорят в РСПП.