Вместо того чтобы налаживать транспортное сообщение с поселком Шандос, его предлагается расселить.
В населенном пункте проживает около ста человек. В основном это пенсионеры и работники учреждения уголовно-исполнительной системы: это практически единственное место, где можно трудоустроиться.
В прошлом году жители поселка фактически оказались в изоляции: на стокилометровом участке дороги, который связывает Шандос с райцентром - селом Карпогоры, - обрушился мост. Сооружение принадлежит частной компании, но восстанавливать его владельцы не торопятся - нет производственной необходимости. На строительство моста необходимо минимум пять миллионов рублей. Госструктура не может вкладывать средства в сооружение, находящееся в частной собственности.
Транспортное сообщение поселка с внешним миром пока обеспечивает железная дорога. Пассажирские перевозки по ней осуществляет служба исполнения наказаний, и они в любой момент могут прекратиться из-за отсутствия средств у государственной структуры. Своего железнодорожного состава у учреждения нет, а за аренду одного вагона частники просят порядка 450 тысяч рублей и еще 1,2 миллиона - за тепловоз.
- Все это заставляет всерьез задуматься о будущем поселка Шандос, - отмечает начальник специализированного объединения исправительных учреждений № 1 подполковник Сергей Валикжанин.
Областная власть готова оказать помощь в решении проблемы жителей поселка. Но вместо того, чтобы приобретать вагон для перевозок (с таким предложением выступили сотрудники учреждения УФСИН), предлагается проработать вариант расселения жителей Шандоса. Они могут переехать в другие населенные пункты, а в Шандос выезжать для работы вахтовым методом. При этом областные власти ждут содействия и со стороны УФСИН. Например, надеются на списание долгов коммунального предприятия поселка перед учреждением.
По мнению руководства области, на примере Шандоса можно будет проанализировать целесообразность расселения подобных рабочих поселков с переводом их жителей на работу вахтовым методом.