Развивать деревянное домостроение - такое предложение сделала администрация области главам муниципальных образований региона. И сейчас ждет от них ответных шагов.
Сегодня в богатом лесом островном регионе сравнительно немного строят из дерева. Вместо этого с материка везут цемент и кирпич, которые, оказавшись на стройплощадке, дорожают как минимум вдвое. В итоге растет и стоимость готового жилья. О путях решения жилищной проблемы в районах области журналист "Российской газеты" беседует с начальником департамента строительства Сахалинской области Еленой Ивашовой.
Российская газета: Елена Пантелеевна, почему застройщики делают выбор не в пользу дерева?
Елена Ивашова: До июля 2008 года в нашем регионе строилось только коммерческое и индивидуальное жилье. Причем надо учесть, что строилось оно в основном в Южно-Сахалинске. Какие использовать стройматериалы - решал сам застройщик.
Строить коммерческое жилье из дерева при относительной дешевизне этого материала невыгодно. Застройщик покупал на аукционе участок земли за миллионы рублей и, естественно, стремился к максимальной прибыли. А для этого надо построить как можно больше квартир. Решение понятно - дом максимальной этажности, допустимой на Сахалине, - 5-9 этажей. А здания из дерева не могут быть выше трех этажей.
Что касается индивидуальной застройки, в ней дерево очень популярно. Подавляющее большинство домов, возведенных в последние годы в частном секторе вокруг Южно-Сахалинска, деревянные. В основном используется цилиндрованный брус или брус, облицованный фасадными материалами. Надо учесть, что индивидуальная застройка составляет около 30 процентов от общего объема жилья, ежегодно вводимого в регионе. Так что объемы деревянного домостроения у нас довольно высокие. Причин его популярности несколько. Главные - отсутствие собственного кирпичного производства на острове и хорошая сейсмостойкость деревянных зданий.
РГ: Сейчас область готовится строить муниципальное жилье. За счет чего это стало возможным?
Ивашова: Полтора месяца назад областная Дума приняла поправки в областную Целевую программу развития массового жилищного строительства, рассчитанную до 2015 года. В региональном бюджете на ближайшие три года на возведение муниципального жилья предусмотрено финансирование - около 900 миллионов рублей.
Мы объявили конкурс среди муниципалитетов на получение соответствующих субсидий из регионального бюджета. Наше единственное условие - стоимость квадратного метра не должна более чем на 10 процентов превышать цену, установленную министерством регионального развития для Сахалинской области на третий квартал текущего года в размере 40900 рублей.
В этой ситуации деревянное домостроение оказывается в выигрышном положении, по нашим расчетам, цена за метр такого жилья колеблется около 35 тысяч рублей. Мы рассчитываем, что основная масса жилья, которое в итоге будет построено в муниципальных образованиях области, окажется деревянным. Это даст нам возможность не только решить жилищную проблему, но и поддержать лесоперерабатывающую отрасль Сахалина.
И теперь выбор за муниципалитетами. В течение ближайших двух-трех недель они должны определиться.
РГ: Как вы думаете, чему отдадут предпочтение мэры?
Ивашова: Вместе с департаментом лесов и особо охраняемых природных территорий мы надеемся, что они выскажутся за жилье из дерева. Особенно это касается традиционно лесных районов: Тымовского, Александровск-Сахалинского, Смирныховского, Ногликского, Макаровского. Предприятия деревообрабатывающей промышленности, действующие на их территориях, переживают сегодня не лучшие времена. И если власти этих муниципальных образований заинтересованы в их работе, я думаю, они выскажутся за возведение жилья из дерева.
РГ: Насколько наша промышленность готова к такой работе?
Ивашова: Это ключевой вопрос. В идеале мы хотели бы получить деревянный дом, полностью построенный из материалов, произведенных на нашей территории.
Можно строить дома из бруса. Но такие постройки нас не устраивают по теплоизоляционным характеристикам. Дело в том, что из-за постоянных небольших землетрясений, обычных для нашего острова, брусовый дом понемногу расшатывается. В стенах образуются щели. Поэтому рано или поздно хозяева зданий, построенных из бруса, приходят к мысли: дом надо закрывать какими-то фасадными материалами, чтобы сократить потери тепла.
Более выигрышным представляется вариант каркасных домов из деревянных панелей с современными утеплителями. Подобные здания на металлических каркасах сейчас строятся в Невельске для тех, кто лишился своих квартир в результате землетрясения.
Ориентированно-стружечные плиты, необходимые для строительства каркасного жилья, у нас не производятся. На Сахалин их завозят либо из других регионов России, либо из-за границы. Естественно, нам это невыгодно. Самое правильное решение - запустить на острове линию по производству ориентированно-стружечных плит. Для их производства необходимы отходы деревообработки - опилки, стружка, щепа. Все это сегодня у нас в огромных количествах идет в отходы, гниет без всякой пользы. Такая линия позволила бы организовать в регионе самую глубокую переработку дерева.
РГ: Так в чем же проблема?
Ивашова: К сожалению, местные бизнесмены, пытавшиеся наладить производство, пришли к выводу - производители плит не заинтересованы в развитии рынка, конкуренции. Они готовы наладить на острове сборку панелей из готовых деталей. Но производить плиты у нас не хотят.
Поэтому сейчас мы ищем изготовителя таких технологических линий, который был бы заинтересован в создании производства плит в нашей области. Например, во время своего последнего визита в Японию наш губернатор обсуждал с бизнесменами Хоккайдо перспективу совместного предприятия, которое заняло бы пустующую нишу на островном рынке стройматериалов.