02.09.2008 03:00
Общество

Министр связи и массовых коммуникаций переквалифицировался в педагога

Игорь Щеголев начал учебный год на журфаке МГУ
Текст:  Екатерина Власова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4741)
Читать на сайте RG.RU

День знаний для студентов журфака МГУ им. Ломоносова начался необычно. Первую лекцию в этом году будущим журналистам прочел фактически их будущий профильный "начальник" - министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев.

Представили необычного лектора президент журфака МГУ Ясен Засурский и декан Елена Вартанова. Посмотрев на собравшихся, Щеголев пошутил: "Я к вам еще и 8 Марта приду", - львиную долю из более чем 250 студентов составляли девушки. Однако министр все же пришел не кокетничать с юными особами, а рассказать будущим журналистам о том, какие вызовы стоят перед современной медиаотраслью.

В современном мире существует огромный массив данных, генерируемых обществом, но именно СМИ превращают его в информацию, которая необходима человеку. На медиаполе взаимодействуют три составляющих. Во-первых, сами средства массовой информации. Во-вторых, потребитель - читатель и зритель. И в-третьих - государство, основной задачей которого является формирование определенных "правил игры". Развитие информационных технологий привело к тому, что юридическое понятие СМИ перестало соответствовать фактическому.

Так, с профессиональными СМИ уже вовсю конкурирует блогосфера и даже контент для мобильных телефонов. Именно поэтому к контенту профессиональной журналистики сегодня предъявляются повышенные требования.

Щеголев, сам в прошлом журналист (много лет он работал корреспондентом ИТАР-ТАСС), сформулировал для будущих работников СМИ основные принципы качественного, по его мнению, издания. На первое место министр поставил неангажированность СМИ. Затем последовала несенсационность - эта характеристика несколько удивила собравшихся. Но Щеголев еще раз напомнил, что речь идет о качественной, серьезной и взвешенной журналистике. Отделение фактов от комментариев в рамках одного материала, отказ от недостоверных источников, представление различных точек зрения и недвусмысленные заголовки позволят, по мнению министра, создавать конкурентоспособный контент в уважаемом издании.

Используя эти шесть принципов, которые для пущей наглядности даже были записаны большими буквами на доске, Щеголев проанализировал информационную картину августа, сформированную в основном событиями в Южной Осетии. По мнению министра, российские СМИ в отличие от западных объективно освещали грузино-осетинский конфликт, но не смогли противостоять заранее спланированной информационной кампании, которая была развернута за рубежом. "Считаю, что трудности были, но не потому, что мы оказались не на равных, а потому, что наши СМИ работали именно качественно, стремились сделать так, чтобы люди поняли, в том числе и за рубежом, что идет истребление народа, и работали при этом не методами подсовывания фальшивок, а методами предоставления объективной информации. Когда тяжелые орудия, системы залпового огня бьют по мирным городам, а неподалеку заранее уже был развернут информационный центр, то, на мой взгляд, это свидетель ствует о том, кто готовился к конфликту, кто готовился к информационной войне", - сказал министр. В качестве примеров он привел цитаты из материалов ряда зарубежных СМИ, которые всегда вроде считались образцом профессионализма. Однако в этих уважаемых изданиях выходили тексты с формулировками "сообщается, что российские боевики массово режут грузинских граждан". "Вопрос - кем сообщается?" - заметил Щеголев, иллюстрируя принцип отказа от недостоверных источников. Он также привел пример, когда по западным телеканалам транслировались кадры обстрела Цхинвала грузинской стороной, снятые операторами одной из российских телекомпаний. Но при этом они подавались как вторжение России в Грузию.

Недоволен Щеголев и тем, как сегодня представлены российские СМИ за рубежом. "Это задача сообщества", - подчеркнул Щеголев, отметив, что "не все англоязычные сайты наших изданий широко известны и сделаны так, чтобы быть принятыми иностранной публикой". По мнению министра, это обстоятельство в числе прочих помешало России в информационном противостоянии с западными СМИ при освещении ситуации в Южной Осетии.

Собравшиеся в аудитории слушали Щеголева с явным интересом. Об этом свидетельствует количество вопросов, которые были заданы министру - сложенные бумажки с вопросами и предложениями "текли" со всех рядов на кафедру непрерывным ручейком. К сожалению, время не позволило Щеголеву ответить даже на небольшую часть из них. Но все они были аккуратно собраны, и министр сообщил, что ни один вопрос не останется без ответа. Ради такого дела он даже пообещал завести собственный блог в Интернете, которого, как выяснилось, у министра связи и массовых коммуникаций пока нет. Это немало удивило продвинутую аудиторию.

Кстати, активных пользователей Интернета Щеголев успокоил - государство не намерено устанавливать жесткое регулирование в интернет-среде.

А после лекции министр пообщался с уже работающими журналистами. Причем на этой встрече он по большей части занимался опровержениями. Так, он заявил, что государство не ведет работу по подготовке к приватизации телекоммуникационного холдинга "Связьинвест". Опроверг министр и появившуюся на прошлой неделе информацию о том, что минкомсвязь готовит масштабную реформу средств массовой информации. По словам Щеголева, никакой концепции на этот счет не готовится. Что же касается Закона о СМИ, который уже на протяжении второго десятилетия работает в медиа отрасли и который регулярно становится объектом законодательных инициатив самых разных структур, то Щеголев заявил, что в настоящее время правительство не будет инициировать внесение каких-либо поправок.

Образование СМИ и соцсети Минцифры