Нынешний богатый урожай зерновых, прошлогодний скачок цен на зерно, высокие надои молока в Поволжье показали, что агропромышленный комплекс страны может быть весьма прибыльным и интересным для инвестора. Но уж слишком обременен он разного рода нехватками. И главное - современной техники.
Она нынче скупается уже на стадии производства. По данным Всероссийского научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ), на весенней посевной в среднем не хватало 55 процентов тракторов, 63 процентов плугов и 34 процентов сеялок.
В то же время импорт сельхозмашин в Россию в январе-июне 2008 года вырос более чем в полтора раза по сравнению с показателями первого полугодия 2007 года и составил почти два миллиарда долларов. При этом 28,4 процента машин было поставлено из Германии, 21,4 - из США, 7 процентов - из Украины. В начале века серьезную долю поставок в Россию составляла сельхозтехника, бывшая в употреблении. В 2007 году эти поставки уложились всего в один процент общего объема импорта. Крепкий сельхозпроизводитель сделал ставку на надежную технику.
В ее ряду и новые отечественные агрегаты. В особенности те, на которые ставятся по желанию заказчика двигатели с немецкими и другими мировыми брендами. Но двигатель все же решает не все. Есть конструктивные особенности тракторов, которые долгие годы не устраивают механизаторов.
- Хороший трактор "Кировец", - рассказывал мне на межрегиональной выставке "Поле Нечерноземья-2008" под Петербургом механизатор с 30-летним стажем, наблюдая за показом техники. - Но рама, которая на поворотах как бы делится надвое, не выдерживает нагрузок. Динамический крепеж летит. Чтобы его отремонтировать, надо разбирать весь трактор. Производители техники знают об этом, но менять пока ничего не хотят.
Проблемы отечественных производителей озвучивались неоднократно. Да, это недостаточно современные производственные мощности, скудные инвестиции, тяжелый кредитный режим в отличие от условий, которыми располагают зарубежные конкуренты.
Вот результат в цифрах. В середине июня на заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу было заявлено, что сегодня ежегодное обновление технологического оборудования на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения не превышает один-два процента и происходит за счет собственных средств российских компаний. При том, что средний возраст оборудования составляет 16-25 лет, в то время как у наших зарубежных коллег - 5-8 лет. Стоимость кредитов на модернизацию в России выше в 3 раза и составляет 15 процентов против 2-6 за рубежом.
И покупатель техники небогат. По данным "Союзагромаша", в России покупается на условиях предоплаты каждая десятая единица сельхозтехники, по лизингу - каждая пятая машина или агрегат, основная часть приобретается с помощью кредитных программ банков. А они тяжелы.
Итак, технику для поля и фермы купить сегодня можно, по сути, только в кредит. Техническое перевооружение сельхозмашиностроения также может осуществляться только с помощью кредита. Но льготного. Это реальность. А чтобы заработали кредитные программы для машиностроителей, необходимы, по оценке экспертов, хотя бы 500 миллионов рублей ежегодных субсидий для компенсации банковских процентных ставок. Как видим, деньги не такие уж и большие для государства. И путь у них прозрачен. Эти средства смогут серьезно поддержать отечественное сельхозмашиностроение.
Оно и так растет, используя собственные средства. В первой половине 2008 года в России было произведено 4588 зерноуборочных и 795 кормоуборочных комбайнов, 10 319 тракторов. По оценкам Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК, в первом полугодии 2008 года производство по сравнению с показателями аналогичного периода 2007 года выросло на 28,2 процента. Ожидается, что по году рост составит 40 процентов. Надо как минимум в два раза больше, чтобы село смогло получать устойчивые урожаи зерна и заготавливать высококачественные корма в очень короткие летние дни.