03.09.2008 08:00
Общество

В Минобрнауки обсудили модель современного образования

Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4742)
Читать на сайте RG.RU

Коллегия минобрнауки вчера рассмотрела проект программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах".

Министр образования и науки Андрей Фурсенко, открывая заседание, сразу нацелил чиновников на оптимистическое отношение к документу: "Настроение учителей сейчас более позитивно, чем было в 2004 году, есть существенные достижения в сфере высшего образования, хорошо работают 150 ресурсных центров (речь идет об училищах и колледжах. - Прим. автора), они потихоньку поднимают планку. Много сделано в сфере науки... Четыре года назад задачи программы даже в голову не пришли бы, казались нереалистичными". А сейчас, по мнению министра, все, что предусмотрено проектом, выполнимо.

Программа действительно прямо-таки революционная и предполагает много серьезных изменений. Прежде всего в подходах к финансированию. Подушевое распределение денег сохранится, но вместо принципа "по затратам" (сколько школа потратила на каждого ученика, столько он и "стоит") будет расчет нормативов "по потребностям" на качественную подготовку ученика. Ведь сейчас бюджеты школ, особенно - в дотационных регионах, гораздо меньше тех средств, которые реально нужны образовательным учреждениям.

Значительная часть образовательных учреждений получит статус автономных, а с этим - свободу и право распоряжаться внебюджетными средствами. Для организаций и семей, которые тратят деньги на обучение детей, предусмотрены финансовые льготы. И не такие мизерные, как сегодняшние налоговые вычеты.

Большое внимание уделено в проекте развитию непрерывного и дополнительного образования, подготовке и переподготовке кадров. Каждый россиянин получит возможность повысить свой профессиональный уровень или квалификацию на курсах, тренингах, семинарах, дистанционным способом. В том числе - бесплатно. Учителя смогут проходить профподготовку и переподготовку в специализированных магистратурах и будут получать хорошие деньги за классное руководство. Которое, вопреки слухам, отменять никто не собирается. Если удастся выполнить все задуманное, заработок 27 процентов российских педагогов к 2012 году будет равен зарплате специалистов в сфере экономики.

Продолжится курс на укрупнение и оснащение базовых школ, обучение станет профильным и более индивидуальным. При этом детей-инвалидов, которых раньше старались всячески изолировать в спецшколах, теперь станут охотнее принимать в обычные. Доля таких детей в школах вырастет с 40 до 50 процентов.

Систему высшего образования представят университеты, академии и институты. Все вузы поделят на федеральные и национальные университеты, а также университеты регионального значения. Институты будут реализовывать программы бакалавриата, в том числе прикладного. На ближайшее время намечено формирование пяти научно- образовательных центров мирового уровня. Вот новшества, которые коснутся студентов: стипендии станут адресными и более зависимыми от результатов учебы. При этом, как сказано в проекте, нуждающиеся студенты получат такую стипендию, которая "обеспечивает возможность самостоятельно прожить в регионе обучения".

Критиками проекта выступили Ярослав Кузьминов - ректор ГУ-ВШЭ, Ефим Рачевский - директор московского центра образования "Царицыно" и Виктор Демин - директор Красногорского оптико-электронного колледжа. Кузьминов посетовал, что мало денег заложено на столь масштабные перемены. Рачевский заметил: мало места отведено профориентации, не прописаны стандарты условий образования - на школьные библиотеки, столовые, туалеты.

Но это все мелочи. Самый большой провал программы - система начального и среднего профобразования. Ее перспективы туманны, о чем прямо сказал министру Виктор Демин: "В проекте говорится только о перспективах развития колледжей, которые вошли в состав вузов! Что будет с остальными?" Если институты будут готовить по программам прикладного бакалавриата (считай, по программам техникума), что самим техникумам делать? Если часть общеобразовательных функций училищ, как написано в проекте, может быть передана школам, чем заняться училищам? И нужны ли они? Может, обязать работодателей готовить кадры на своих производствах? Министр от прямого ответа ушел: "Да, есть что менять, но времени мало. Давайте согласимся с основными положениями проекта, а в начале октября снова вернемся к этому вопросу".

Образование Минобрнауки