Разработка проекта Устава объединенной Иркутской области завершилась в августе. До того, как документ начнет рассматривать новый парламент, будет проведено обсуждение проекта Устава, сбор замечаний и предложений к нему. Перед началом этой работы корреспондент "Российской газеты" побеседовала с одним из разработчиков проекта Устава - заместителем директора Института регионального законодательства и правовой информации Иркутской области Алексеем Петровым.
Российская газета: Алексей Александрович, расскажите, пожалуйста, о том, как велась работа над проектом Устава Иркутской области.
Алексей Петров: Подготовка концепции Устава началась в нашем институте весной 2006 года. Она неоднократно обсуждалась с представителями Законодательного собрания, и уже на том этапе выявились некоторые спорные вопросы, для решения которых требуется идти на политические компромиссы. Тем не менее, концепцию одобрили, и на ее основе началась разработка самого текста проекта. В октябре 2007 года из числа сотрудников Института была создана рабочая группа по подготовке проекта Устава, возглавил ее председатель избирательной комиссии области Виктор Игнатенко. Между членами группы распределили главы предполагаемого проекта и каждый вел работу по своей теме.
РГ: Вы упомянули о спорных моментах, возникавших при обсуждении концепции Устава. Какие вопросы вызвали дискуссии?
Петров: Все спорные моменты сводились к организации и устройству будущей региональной власти. В частности, это вопросы установления системы сдержек и противовесов между исполнительной и законодательной ветвями - например, о полномочиях парламента по согласованию и назначению руководителей исполнительных органов власти. Острые дебаты шли по перспективам формирования Уставного суда. Мы полагаем, что Уставный суд должен быть создан. Без этого невозможно обеспечить реальное разделение властей и защиту основного документа региона. Были вопросы по Контрольно-счетной палате. Мы прописали ее статус как независимого органа и предложили увеличить срок полномочий аудиторов КСП до шести лет, чтобы они не совпадали со сроками полномочий парламента и губернатора.
Хочу отметить, что выбор того или иного варианта - это вопрос не юридический, а политический. Мы как юристы лишь обращаем внимание на возможные способы решения.
РГ: Много вопросов вызвала и тема создания в регионе правительства вместо администрации.
Петров: Модель правительства предусматривает, что высший исполнительный орган государственной власти существует как коллегиальная структура, которая принимает решения путем обсуждения и в нем среди прочих участвует и высшее должностное лицо, то есть губернатор. Вторая модель - администрации - означает, что высший орган исполнительной власти жестко подчинен губернатору, который единолично принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию администрации. В подготовленном нами проекте Устава предусмотрен вариант создания правительства во главе с губернатором.
РГ: Как отражен в проекте Устава особый статус Усть-Ордынского округа?
Петров: Учитывая значимость этого вопроса, мы посвятили ему отдельную главу. Эта проблема звучала и на более ранних этапах нашей работы, но в отличие от других вопросов здесь конкретных вариантов, из которых можно выбрать, нет. Это фактически белое пятно на правовом поле, потому что ясных и непротиворечивых ориентиров федеральный законодатель регионам вообще не дал. И каждый из объединившихся субъектов ищет свой путь решения вопроса.
Особый статус Усть-Ордынского округа предполагает учреждение территориального органа исполнительной власти области, осуществляющего управление в границах округа, сохранение и развитие языка и культуры, учет национальных особенностей в образовании. Мы постарались раскрыть понятие особого статуса настолько, насколько это возможно юридически. Понятно, что некоторые вещи учесть не удалось - дело в том, что во время объединительной кампании звучали самые разные идеи, которые не совсем вписываются в требования законодательства. Например, по нашему убеждению, территория с особым статусом не может иметь собственного бюджета и представительного органа.
РГ: Каковы основные отличия нового Устава от действующего?
Петров: Мы стремились подготовить такой Устав, который станет качественной основой для последующего законодательного и подзаконного регулирования. Это должен быть живой документ, оказывающий влияние на правовую сферу области. Действующий Устав эту функцию, к сожалению, не выполняет. Он неоднократно подвергался серьезным коррективам и теперь фактически перестал существовать как цельный документ. При этом многие нормы, которые должны были бы в нем прописаны, либо не включены в его текст, либо не имеют сколько-нибудь конкретного содержания и в силу этого не оказывают влияния на правотворческую деятельность.