Завод по производству биотоплива будет построен в городе Тейкове Ивановской области. На этот лакомый кусок претендовали 15 муниципалитетов, но именно здесь оказалась наиболее подходящая инвестору инженерная инфраструктура.
С выбором площадки дан старт беспрецедентному для региона проекту. Он был одобрен советом по размещению инвестиций Ивановской области в мае 2008 года. Завод, по заверениям инвестора, заработает уже в 2010 году. Его стоимость - пять миллиардов рублей. Будет создано 500 рабочих мест с зарплатой не менее 15 тысяч рублей в месяц. Это значительно больше дохода среднестатистического жителя региона: в июне этого года он, по данным Росстата, составил 9120 рублей.
Как сообщили представители инвестора, на заводе семена рапса и других масличных культур будут перерабатываться в биодизель, шрот, рапсовое масло и другие продукты. Ивановский проект по мощности будет самым крупным из пяти аналогичных начинаний в стране. Он будет выпускать более 200 тысяч тонн биодизеля в год, обогнав калининградский и волгоградский проекты.
Интерес к биотопливу подстегивают прогнозы о дальнейшем росте цены нефтепродуктов. А также - европейские тенденции. В странах Евросоюза на заправочных станциях биодизель можно залить в бак автомобиля как в чистом виде, так и в качестве добавки к дизтопливу. Более того, с 2009 года все страны Европы будут обязаны увеличивать потребление биодизельного топлива, доведя его до 20 процентов к 2020 году. Именно поэтому проекты, подобные тейковскому, целиком ориентированы на экспорт. Сбыт гарантирован, цены растут на 20 процентов в год. К тому же экспорт биотоплива не облагается акцизами, действующими на российском рынке. В России такой товар обречен (без изменения фискального законодательства) остаться дорогой экзотикой.
Конечно, противники биотоплива опасаются, что это ударит по рынку продовольствия. Эксперты даже призывают производить биотопливо только из торфа и соломы. Но рапс - самое дешевое сырье, что давно поняли в Европе, производя из него 80 процентов биодизеля. К тому же площади пустующих земель сельхозназначения увеличиваются год от года.
Справка "РГ"
Биодизельное топливо имеет три преимущества перед дизтопливом: увеличение срока службы двигателя в среднем на 60 процентов, меньше выбросов углекислого газа, почти не содержит серы. Впервые оно появилось еще в девятнадцатом веке, но лишь подорожание нефтепродуктов в девяностые годы прошлого века заставило вернуться к старой идее.