В самом скором времени в Москве завершится реставрация Петровского путевого дворца. К зиме он будет меблирован и полностью подготовлен к своему новому почетному статусу - историческое здание превратится в Дом приемов правительства Москвы.
Об этом рассказал корреспонденту "РГ" руководитель департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Александр Левченко.Так получилось, что за короткое время столицу украсили сразу два знаменитых дворца Матвея Казакова.
В прошлом году открыл двери реконструированный и достроенный Большой дворец в музее-усадьбе "Царицыно", а в этом - выходит из реставрации Путевой дворец в Петровском парке. ХVIII век наградил своими шедеврами век ХХI! Восстановление этих уникальных памятников зодчества и истории началось фактически сразу после передачи их из федеральной собственности в московскую. Принимая на себя ответственность за памятники, мэр столицы Юрий Лужков заявил, что в городском бюджете найдутся средства, чтобы привести в лучший вид ценные сооружения. И теперь уже очевидно, что это обязательство будет выполнено.
Дворец, возведенный по указу Екатерины II в 1773 - 1782 годах на Тверском тракте, изначально назвали Петровским, поскольку построили его на месте одноименного сельца, на земле, принадлежавшей прежде Высокопетровскому монастырю. Путевым же или Подъездным он стал по своему назначению. Все высочайшие особы, начиная с Екатерины II, по пути из Петербурга делали здесь последнюю остановку с ночлегом, чтобы отдохнуть после дальней дороги и привести себя в порядок перед въездом в Москву.
Остановка в Путевом была неотъемлемой частью торжественного церемониала въезда монархов в древнюю столицу. Согласно официальному протоколу, они принимали здесь депутацию от города. У Ильи Репина есть картина "Прием депутации от Москвы императором Николаем II". Все происходило обычно на живописном трехарочном крыльце со столбами-кубышками, а в непогоду - в парадном зале. Так Петровский дворец стал символом московского хлебосольства.
Останавливалась императорская чета во дворце и направляясь в Первопрестольную и по пути на коронацию в Успенском соборе Кремля. Статс-дамы и свита занимали боковые корпуса или дворцовые флигели, построенные в виде подковы. По такому случаю тут побывали все российские императоры: Павел, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.
Был Путевой дворец и "свидетелем падшей славы" непрошеного гостя. Именно в нем пережидал пожар, охвативший Москву, Наполеон. "Отселе, в думу погружен, глядел на грозный пламень он", - писал Александр Пушкин об этом в "Евгении Онегине". А адъютант Бонапарта вспоминал, что его сузерен бежал из Кремля в Петровский дворец, опасаясь взрыва здания Арсенала. К моменту его прибытия сюда дворец был разграблен французскими войсками, и "Наполеон сначала спал на шинели на подоконнике". Такую встречу подготовила ему "столица азиатского абсолютизма", как называл французский император Москву. Теперь экскурсантам будут показывать комнату, из которой Наполеон смотрел на пылающий город.
Смена эпох неоднократно отражалась на судьбе дворца. В Первую мировую в нем был госпиталь. Как свидетельствуют старые фотографии, стены парадных помещений тогда были по больничному забелены. А после революции здесь, напротив Ходынского аэродрома, устроили Музей красной авиации.
Москвичи старшего поколения помнят, как под куполом дворца висел аэроплан, где-то над головой "пролетали" планеры, а в стеклянных шкафах стояли модели летательных аппаратов. От школьных экскурсий отбоя не было. Это было время романтики "пятого океана", как авиаторы называли тогда небо. Путевой дворец стал тогда центром теоретических занятий будущих авиаторов по воздухоплаванию и авиамоделизму. Когда здесь разместилась Военно-воздушная академия имени Жуковского, доступ в старинный дворец закрыли.
- В 1999 году, вскоре после того, как памятник истории и зодчества отдали городу, - рассказал корреспонденту "РГ" начальник управления архитектурного совета и согласования проектов и руководитель авторского коллектива реставраторов Путевого дворца Алексей Куренной, - мы начали работу над проектом его научной реставрации. Одновременно перед нами встала задача приспособить его под Дом приемов. Всегда трудно совместить две столь разные цели. Но помогло то, что, во-первых, дворец за всю его историю ни разу не перестраивали и ничего к нему не пристраивали, лишь подновляли. А во-вторых, по сути, ему вернули его первоначальное назначение, что лучшим образом сопутствует задачам реставрации. Как и прежде теперь здесь будут временно размещаться высокопоставленные гости города, скажем, мэры зарубежных столиц.
Два самых престижных "президентских" номера разместились в центральной части дворца, причем рядом с личными апартаментами для гостей московского правительства предусмотрены рабочие кабинеты. Другие 46 номеров будут вне главного здания. Они займут второй этаж флигелей или "подковы", где первый этаж отдается выставочному комплексу. Большой гостиницы с обилием гостей, что требует много вспомогательных помещений, в Петровском дворце не будет.
И все-таки для современной жизни старинному зданию нужна уйма коммуникаций, оборудования. Как удалось это незаметно разместить в дворцовых интерьерах?
- Найден, по-моему, отличный ход, - рассказал Куренной. Всю инженерию мы вынесли в отдельное здание. Построили его на месте поздних хозяйственных построек. Новое строение возведено так же в духе Казакова. Вместе с техническими службами там разместится подземный гараж, пресс-центр, ресторан. С главным домом и боковыми корпусами это здание соединено подземным переходом - как в Царицыне.
- Сильное впечатление производит главный зал дворца. Насколько надежен его изумительный купол?
- Конструкция перекрытий купола совершенно гениальная! Безопорные 32-метровые балки из лиственницы составляют сложную, но гармоничную структуру. Этот "остов" прослужил два века с четвертью, но менять деревянные перекрытия на бетонные мы не стали. Пошли по более сложному пути, зато сохранили "душу" здания. А купол здесь, в самом деле, изумительный. Прекрасно отреставрирована роспись потолка - гризайль. Непрофессионалы, конечно же, принимают ее за изысканную лепнину, хотя потолок совершенно гладкий...
Такой вот обман зрения. Создается эффект мнимых рельефных узоров. Даже когда знаешь, что никаких рельефов на потолке нет, глаза этому все равно не верят. Днем на эту игру тонов льется ровный свет из 16 окон, прорезанных у основания купола. Вечером потолок освещают 324 лампы-свечи белого рассеянного света, установленные на карнизе. Теней от них не бывает. Иллюзия роскошной лепнины сохраняется.
Работы в Путевом дворце сейчас выполняет фирма "Возрождение", руководит которой потомственный реставратор Андрей Ивлиев. Спрашиваю у него:
- Вы работали на самых знаковых объектах Москвы. Как оцениваете в их ряду Петровский дворец?
- Здесь проведена реставрация с большой буквы - научная и глубокая. Поэтому работать было даже интересней, чем в Царицыне. Ведь в Путевом до нас дошли и первоначальная планировка, и в значительной степени интерьеры. Этим дворцом можно гордиться. Всем известны конструкции стропил в Манеже. За уникальность их оставили при восстановлении открытыми, чтобы посетители могли ими полюбоваться. В этом дворце конструкции перекрытий не видны, но они еще оригинальней и совершенней. Простояв двести с лишним лет, дерево не изменило своих прочностных характеристик. Мы лишний раз убедились, что лучший материал - это созданный природой. Конструкциям частично сделали "протезирование" - родной лиственницей. Благодаря этому удалось сохранить не только подлинность материала, но и инженерную мысль ХVIII века.
Теперь эти перекрытия могут служить научным пособием для современных инженеров. Я убежден: даже если Путевому исполнится 500 лет, ему и будут служить те же самые балки, те же конструкции. Под ними располагается удивительно красивый круглый зал - именно здесь будут проходить официальные приемы.
Пушкин не зря окрестил дворец перед въездом в Москву Петровским замком. Мощные кирпичные стены с тосканскими башнями действительно напоминают замок. Одно время говорили, что здание построено в "мавританском стиле". Но теперь специалисты сходятся во мнении, что это чисто казаковский стиль, объединивший древнерусское узорочье или наследие "нарышкинского барокко" с европейской готикой, краснокирпичные стены с белокаменными деталями. Это пирамидки, пинокли, вазоны, шары, валики. По старинной описи таких деталей должно быть 1076! И все их пришлось подновлять или заменять, вытесывая точно такие же.
Еще один автор проекта реставрации - Григорий Мудров - рассказал, что в ходе работ в Петровском дворце не производили вычинку кладки стен с заменой кирпичей, как это часто делается, а применили технологию "пломбирования", то есть наращивали утраченные фрагменты кирпичей с помощью специальных домазок. Это сохранило живое "гуляние" швов. Затем кладку покрасили в брусничный цвет. В России в прежние времена стены всегда красили для большей выразительности - даже в Кремле. А потом прорисовывали швы, делая их ярче связующего раствора.
Реставрация все ближе к завершению. На куполе дворца или Дома приемов уже установлен флагшток, на который скоро взовьется флаг Москвы. Символы воинской славы придают торжественность интерьерам, а рога изобилия с гирляндами фруктов на фасадах дворца говорят о богатствах и мощи России..