Недавно в недрах московского стройкомплекса появился новый департамент - городского строительства. Возглавил его Александр Косован, работавший прежде первым заместителем руководителя департамента градостроительной политики столицы. О том, с чего начинает свою работу новая структура и какие перед ней поставлены задачи в целом, он рассказал корреспонденту "РГ".
Российская газета: Александр Давыдович! Департамент городского строительства будет курировать теперь сооружение всех социальных объектов в городе. Как известно, на этот счет в столице существует очень большая программа. Но к ней добавилось то, что Москва взялась отстроить в разрушенном во время войны Цхинвале целый район. И возглавить эту работу поручено вам... Получается, что вас, генерала армии в отставке, ждет очередное боевое крещение.
Александр Косован: Это правда. Я понял это, вылетев в Осетию сразу же после того, как мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков принял решение выделить на восстановление Цхинвала 2,5 миллиарда рублей. В окрестностях города еще звучали выстрелы. Вид разбомбленных домов у всех нас (а прибыл я в составе большой группы руководителей строительных организаций столицы), породил одно-единственное желание: сделать все для того, чтобы у оставшихся без крова людей как можно скорее снова появился свой дом.
В итоге мы договорились с местными властями о том, что в северной части города нам выделят площадку размером 60 гектаров. Мы хотим построить там трехэтажные дома для местной интеллигенции - учителей, врачей, работников культуры. Но в основном застройка будет состоять из 700-800 частных домов коттеджного типа, рассчитанных на 3-4 тысячи жителей. Они будут монолитными, способными выдержать землетрясение до 9 баллов - такова сейсмичность этого района. Мне кажется, что эти домики с разноцветными крышами здесь, в горной части Южной Осетии, будут смотреться очень красиво.
РГ: Как коттеджи в Подмосковье у новых русских?
Косован: Нет. Это же будет социальное жилье. По сути, из таких домиков и состоял разрушенный Цхинвал. Могу заверить лишь в том, что они будут комфортными, с централизованными тепло- и водоснабжением, канализацией.
РГ: А школы, больницы, магазины в этом районе предусмотрены?
Косован: Обязательно! Построим всю необходимую инфраструктуру, чтобы получить комплексную застройку, как это делается в Москве.
РГ: Когда начнется строительство?
Косован: Первый заместитель мэра, руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин поставил задачу выйти на стройплощадку не позднее 1 октября. Значит, за оставшиеся полтора месяца архитекторам нужно успеть разработать проект района, а нам - создать базу для стройматериалов, развернуть бытовые городки для рабочих. Эшелоны с необходимыми для начала строительства грузами уже пошли из Москвы. Что касается кадров, то из Москвы повезем только тех специалистов, которых не найдется на месте. Что касается строителей, я уверен, большую их часть найдем в Цхинвале. Ведь сейчас в Южной Осетии желающих принять участие в отстраивании родного города, я думаю, найдется немало.
РГ: И сколько же потребуется людей?
Косован: Для начала человек 200, когда работы развернутся в полном объеме - до 1000 человек в день.
РГ: Какие, на ваш взгляд, сложности подстерегают московских строителей?
Косован: Главная проблема - дорога. Автомобильная дорога Владикавказ-Цхинвал очень узкая, проходит через перевал, с единственной полосой движения. Она не приспособлена для массового автомобильного движения. А грузов повезут очень много, так как строить начнет не одна Москва. 10 миллиардов рублей на восстановление города выделило правительство России. Следовательно, и их вскоре начнут осваивать. Но нас трудности не пугают. Будем возить материалы круглосуточно. В конце концов 700-800 тысяч квадратов для Москвы не слишком большой объем, если учесть, что дома мы строим в год по 5 миллионов квадратных метров одного жилья.
РГ: И когда жители Цхинвала смогут справить первые новоселья?
Косован: Я думаю, что первые несколько домов сдадим в эксплуатацию к Новому году. Весь же район построим за год.
РГ: Но и ответственность за сооружение социальных объектов в самой Москве с департамента и лично с вас тоже никто не снимает?
Косован: Конечно же, нет. Будем и в Москве параллельно строить все, что положено, - жилье, детские сады, физкультурно-оздоровительные комплексы, осваивая примерно по 150 миллиардов рублей в год.
РГ: Александр Давыдович! Известно, что вы с самого начала курировали программу помощи обманутым вкладчикам. Мэр Москвы Юрий Лужков обещал тогдашнему президенту РФ Владимиру Путину, что эти вопросы будут решены не позднее 2009 года. Обязательство будет выполнено?
Косован: Да. Из 2,5 тысячи дольщиков 1,5 тысячи уже получили квартиры. Кто-то из них уже занимается их обустройством, а кто-то и живет там. Большая часть остальных дольщиков получат жилье до конца текущего года. На 2009 год перейдет сдача лишь одного корпуса из трех по улице Маршала Рокоссовского. Дело в том, что под строительство по этому адресу была отведена очень сложная площадка. Там была свалка, и прежде чем начать стройку, нужно было избавиться от нее. Дело это довольно дорогостоящее и требует времени. Но большая часть этих работ уже осталась позади и первые два корпуса переданы хозяевам. Меня сейчас гораздо больше волнует то, чтобы таких историй, когда люди остаются и без квартиры, и без денег, в Москве больше не повторялось.
РГ: Что для этого нужно сделать?
Косован: Необходимые законы в стране уже приняты для защиты граждан. Но в любом случае люди и сами не должны быть слишком доверчивыми. Прежде чем вручить деньги, скопленные на квартиру с таким трудом, неплохо было бы изучить рынок и иметь дело только с солидными организациями - как в строительстве, так и в сфере недвижимости. Есть сомнения? Посоветуйтесь с нашим департаментом. У нас есть телефоны "горячих линий", по которым всегда можно получить интересующую информацию, что называется, из первых рук.
РГ: Москва впервые в России начала сносить "хрущобы" - пятиэтажки первых индустриальных серий. Приближается срок окончания и этой программы - 2010 год. Как она продвигается?
Косован: Координационный совет, возглавляемый мэром Москвы Юрием Лужковым, очень строго следит за ее выполнением. Раз в неделю проходят совещания, на которых анализируется переселение москвичей. Из 6,5 миллиона квадратных метров, вошедших в эту программу, около 5 миллионов уже снесено. Жители этих домов получили новые квартиры. Осложнил ход выполнения программы принятый в Москве закон о том, что новое жилье должно предоставляться переселенцам обязательно в том же районе, в котором они прежде жили. Дело в том, что в столице есть кварталы, где стартовый дом для переселения просто негде поставить, настолько плотная застройка. Но поскольку для жителей столицы очень важно остаться на своей так называемой малой родине, закон нужно выполнять.
РГ: И как же строители поступают в таких случаях?
Косован: В каждом из административных округов есть временный обменный фонд. Если человека не устраивает по каким-то параметрам квартира, которую ему предлагают взамен снесенной, говорим ему: поживи с годик во временной. Построим дом - и сможете семьей переехать на постоянное место жительства. Так или иначе находим общий язык.
РГ: В редакцию "РГ" продолжают поступать жалобы на качество домов, предлагаемых переселенцам. Они пишут, что очень много бывает недоделок.
Косован: Увы! Когда в год строится такое количество жилья, случаются и недостатки. Но к их устранению в стройкомплексе относятся очень серьезно. Для того чтобы постоянно держать руку на пульсе, работает "горячая линия", по телефону которой любой москвич может позвонить о дефектах в его новом жилье и быть уверенным, что к нему придут на помощь. В итоге, если в 2003 году, когда открылась эта линия, на нее поступало по 1740 жалоб за полугодие, то в этом году с начала года - 270.
Виновных в недоделках ждут самые жесткие меры. Например, в этом году 174 раза останавливались работы на стройплощадках у организаций, замеченных в браке.
РГ: Но у нас же рынок! Может быть, таким организациям вообще не стоит доверять выполнение городского заказа?
Косован: Идем и на это. В частности, я только что подписал распоряжение о том, чтобы восемь компаний, попавших в черный список бракоделов, больше к конкурсам не допускали.
РГ: Среди них есть известные фирмы?
Косован: Нет. В основном это маленькие организации. Известные дорожат своим именем и подобного не допускают. Знают, что в противном случае могут обанкротиться.
РГ: В Москве была провозглашена программа комплексной реконструкции районов. Какова ее судьба?
Косован: Выполняется. Например, гордума приняла специальный закон о сносе домов несносимых серий в районе Камушки. Пятиэтажки здесь уже снесены. Остались девятиэтажки, построенные в 70-е годы. Очевидно, что они могут простоять максимум еще лет 50. Если их сейчас не трогать, потом придется снова весь район перекапывать. Поэтому решили привести его в порядок целиком. Постараемся в будущем идти таким путем и в ходе реконструкции остальных районов.
РГ: Столица в последние годы очень много уделяет внимания строительству школ, детсадов, физкультурно-оздоровительных комплексов. Но дело двигается вперед очень медленно. Очередь на детские дошкольные учреждения даже увеличивается. А обеспеченность ФОКами всего на 40 процентов планируется лишь к 2012 году. В чем дело? Денег у города нет? Так ведь Москва перегнала по бюджету уже даже Нью-Йорк - он перевалил у нее за триллион рублей...
Косован: Столько, сколько в Москве сейчас строится социальных объектов, не строилось никогда. Тех же садиков - каждый год по 100, ФОКов - по 50... Но их и правда все еще мало. Не хватает же потому, что слишком большое было отставание, и для того, чтобы нагнать его, требуется время. Но мы обязательно нагоним. В этом не приходится даже сомневаться.