04.09.2008 03:00
Общество

Все чаще взрослые в России не могут найти общий язык с собственными детьми

Почему взрослые не могут найти общий язык с собственными детьми?
Текст:  Наталья Лебедева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4743)
Читать на сайте RG.RU

Молодая девушка на дорогом джипе на огромной скорости въехала на остановку, два человека погибли. Другая юная "водительница" с ветерком пронеслась по пешеходному переходу прямо перед носом у пожилой женщины, высунув из окна руку с характерным жестом. Молодые люди стали жестоки и безрассудны.

Главный критерий собственной состоятельности - баланс на кредитной карте, крутая тачка и модные шмотки. Ум, красный диплом, успешная карьера - это, конечно, хорошо, но зачем напрягаться, когда есть папа, мама и их связи. Неужели, вырастая, дети перестают быть людьми и превращаются в социальных недорослей? Что нужно делать, чтобы те, кому сейчас 3, 5, 7 лет, выросли другими? Об этом наш разговор с психологом, автором книги "О чем говорить с ребенком? Инструкция по выживанию для современного российского родителя" Ольгой Маховской.

Российская газета: Чего только не услышишь про современного ребенка - неуправляемый, равнодушный, сам себе на уме, смышленый, хитрый... Так какие же они на самом деле, современные дети?

Ольга Маховская: У современных детей тяжелое детство. А у нас - трудное родительство. Исследования показывают, что уровень невротизации у поколения перестройки в два раза выше, чем у их родителей. И при этом дети живут с постоянным ощущением, что они не нужны. Нас, взрослых, всегда нет дома, мы постоянно на работе, потому что надо зарабатывать на жизнь. Деньги вообще стали главной ценностью жизни, хотя открыто мы себе в этом и не признаемся. Продолжаем убеждать себя, что самое главное дети, а сами оставляем их одних и убегаем по делам. Выпал свободный часок, мы садимся рядом с ребенком, говорим случайные вещи или уси-пуси делаем. Вот и вырастает поколение детей-сирот при живых родителях. Они хорошо одеты, обеспечены, но лица у них анемичные. Психологи таких детей быстро дешифруют - они не проявляют интереса к новой ситуации, не любят осваивать новую территорию, с ними трудно установить зрительный контакт. На вопросы: тебе холодно? что ты любишь? - не знают, что отвечать. Ты можешь упасть в обморок, а такой ребенок подойдет, посмотрит и пойдет дальше заниматься своими делами, потому что ему не интересно, что с тобой. Его не научили помогать, сопереживать другим, и он плохо умеет общаться. Дети не играют в ролевые игры!

РГ: Почему взрослые не могут найти общего языка с собственными детьми?

Маховская: Мы продолжаем устойчиво транслировать им стереотипы, вынесенные из советского прошлого, а они видят, что мир уже стал другим. Советский человек жил в условиях стагнации и был во многом мономаном - все одинаково праздновали дни рождения, готовили одинаковую еду, в одинаковой форме ходили в школу, обсуждали одни и те же программы по телевизору. Сейчас все по-другому. Ребенок растет и развивается в условиях социального и экономического расслоения. Родителям надо бы учиться быть в постоянном контакте с собственными детьми. Просто контролировать их не удастся, потому что по показателям интеллекта они нас быстро обгоняют. Я склонна относиться к детям серьезно, как к растущим взрослым. Небрежение к ребенку обернется агрессией и небрежением к родителю.

РГ: А какие ошибки чаще всего совершают родители?

Маховская: Замалчивают проблемы, пугают детей разными неприятностями, внушают: "Живи, пока молодой, потом хлебнешь..." Мы готовы рассказывать всякие небылицы, о том, что происходит на улице, но ни за что не скажем правду, чтобы, как мы думаем, не испугать. Мы своими руками формируем иллюзорное детство наших детей. Вырастая, они оказываются один на один с реальным миром и получают сильную психологическую травму, и никто уже их не убедит, что жизнь прекрасна. Мир - это приключение - но не обязательно с драматическим исходом. Наше сознание катастрофично, как у героев сказок: направо пойдешь, налево, прямо - три альтернативы, две из которых плохие. Чтобы иметь реальную картину о мире, мир нужно исследовать. Все новое всегда вначале проблемно. Суть жизни в ее противоречивости.

РГ: В последнее время в нашем обществе очень часто поднимается тема толерантности. Как объяснить это ребенку?

Маховская: Толерантность - базовая установка для детей. Это значит, что ребенок с доверием и симпатией относится к любому новому человеку и событию. Можно хотя бы научить ребенка здороваться с людьми разных культур. Например, французы приветствуют друг друга двоекратным поцелуем "в воздух", едва соприкасаясь щеками, а немцы сохраняют дистанцию и просто жмут руку. Расскажите, какие у кого праздники, научите отличать православный храм от мечети и католического костела. В основе терпимого отношения к другим должна лежать психологическая грамотность.

РГ: Получается, сначала взрослые должны воспитать и изменить себя, а потом уже браться за воспитание детей.

Маховская: Сами того не подозревая, одни родители воспитывают своих детей по Толстому, другие - по Горькому. "Детство", "Отрочество" и "Юность" Толстого - по сути миф о "золотом дет стве", самом безмятежном и счаст ливом периоде в жизни. Совсем другое детство у Горького - несчастное, брошенное, бедное, но зато когда человек вырастает, он встает на ноги и может реализоваться в жизни. Каждый родитель сам выбирает, какая модель воспитания более подходит его ребенку. Быть родителем сегодня интересней и ответственней, чем вчера. Все возможно, только сохраняйте критический взгляд, иначе воспитание превратится в эксперимент над собственным ребенком. Некоторые, например, вместо того чтобы подумать, запихивают своего ребенка в экспериментальную частную школу или приглашают учителей на дом. Родители не понимают, что когда в классе три ребенка - это ненормально: нет конкуренции, нет общения. Мы думаем, что, ограждая и контролируя ребенка, обеспечиваем ему движение вперед, но на самом деле, изолируя ребенка от самых разных впечатлений, мы лишаем его мотивации к достижению. Именно поэтому дети из богатых семей часто становятся бездельниками, наркоманами и алкоголиками. Они не хотят учиться, потому что знают, что у них и так все будет - карьера, деньги, положение в обществе. Для них жизнь - времяпрепровождение. Кино, клубы, фитнес, поездки за границу - лишь бы чем-нибудь себя занять.

РГ: Взрослые часто жалуются: мой ребенок неуправляемый... Это действительно так или родители лукавят?

Маховская: Для каждого родителя его ребенок - самый умный, самый красивый, самый очаровательный, и разубедить в этом родителей никому не удастся. Но вот беда, дети не всегда стопроцентно подчиняются воле взрослых, они же личности. Некоторые ведут свое чадо к психологу, чтобы научиться манипулировать им более последовательно. Другие приходят и тихо спрашивают: "А мой ребенок не шизофреник? Посмотрите его, пожалуйста, только не говорите, что вы психолог". Но наши дети на самом деле гораздо умнее, чем думают родители. Заходит малыш в кабинет и прямо с порога заявляет: "Вы психолог? Хорошо. У мамы нервы. Вы ей объясните, что нельзя так нервничать".

РГ: Идеал сегодняшнего времени - самостоятельный, уверенный в себе человек, способный добиться успеха. А эти качества можно воспитать в ребенке?

Маховская: Если мы хотим воспитать самостоятельного ребенка, должны понимать, что авторитет взрослого при этом должен снижаться и быть сопоставимым с возможностями ребенка, чтобы он мог нам противостоять. Строгая дисциплина, которая вроде бы облегчает наше общение с детьми, подавляет всякую самостоятельность. Но я бы не советовала родителям превращать жизнь ребенка в постоянное достижение целей. Потому что когда человек постоянно идет напролом - это путь в тотальное одиночество. В жизни такие люди часто становятся мизантропами, презирающими людей за их слабости. Окружающие им завидуют, на них злятся, поэтому часто им даже не с кем поделиться своими победами.

РГ: Судя по всему, процесс воспитания очень сложен и ответ ственен - шаг в сторону, и можно в буквальном смысле испортить жизнь своему ребенку. Но ведь должны же быть у нас хорошие во всех смыслах родители?

Маховская: У русских есть особая склонность впитывать в себя самые разнообразные традиции, методы, подходы. А если учитывать, что у нас нет своего детского кино и пока слабая литература, можно только восхищаться, как удается растить умных, воспитанных, широкообразованных детей. Детство должно стать национальной идеей или хотя бы идефиксом для россиян.

Социология