Федеральная служба судебных приставов решила пристально присмотреться к финскому опыту, где местные исполнители могут арестовать заводы, дворцы, пароходы, записанные должником на третьих лиц.
- Многие должники ездят на дорогих автомобилях, имеют свой прибыльный бизнес и в то же время по документам за ними не числится ни средств, ни недвижимости, которые, как правило, переписаны на близких родственников, - пояснили корреспонденту "РГ" в Федеральной службе судебных приставов.
Как с этим бороться? Один из рецептов подсказали судебные приставы Финляндии на недавнем международном семинаре, который прошел в Петрозаводске. В соседней стране исполнители могут прийти к третьим лицам, которые вроде бы никому ничего не должны, и забрать то, что принадлежит им по праву. По крайней мере на бумаге. Условие должно быть одно: надо доказать, что имущество записано на гражданина фиктивно, а на самом деле его купил должник и для себя.
Разговор идет на серьезном уровне, и потому многие уже опасаются. Должники - того, что не спрячешь свое имущество. Законопослушные граждане - того, что к ним в любой момент ворвутся приставы и заберут все, что нажито непосильным честным трудом.
Как пояснили в службе судебных приставов, пока повода для опасений нет, потому что речь идет об отдаленной перспективе.
В действующем законе, определяющем полномочия судебных приставов, пункта, допускающего арест имущества третьих лиц, пока нет.
По словам юристов, если такая мера появится в законе, то будет применяться с ограничениями. Необходимо собрать неопровержимые доказательства, что должник именно скрывал имущество.
При этом, как рассказывают приставы, прецеденты в стране были. Только в суд обращались не судебные исполнители, а взыскатели. Они просили арестовать то или иное имущество, доказывая, что на самом деле оно принадлежит должнику, хотя записано на кого угодно. И были случаи, когда суд арестовывал.
Правда, как поясняют юристы, такая процедура очень сложна. Гражданин должен обратиться в суд за признанием недействительным договора перехода этого имущества в собственность третьего лица, доказать его притворность или мнимость и затем вернуть его в собственность должника. После этого уже можно будет его арестовать.
При этом найти прямые доказательства, что сделка фиктивна, очень трудно. Теоретически доказать это можно с помощью, например, свидетельских показаний, мол, да на этой же машине мой сосед ездит, а что, она записана на какого-то бомжа, неужели? Еще можно предъявить суду распечатку электронных писем, вроде: уважаемая теща, можно я запишу на вас свой коттедж на Рублевке, а то у меня на хвосте висят судебные приставы? Но наши суды очень осторожно относятся к доказательствам такого рода.
Записывать, скажем, автомобили на чужих людей опасно, если те сами влезут в долги. Один из столичных судебных приставов рассказал корреспонденту "РГ" такую историю: "Я никак не мог взыскать коммунальные долги с некоего гражданина. На нем висело уже несколько сот тысяч рублей. А взять нечего: безработный пьянчужка. На всякий случай послал запрос в ГАИ, и выяснилось, что на нем висит шесть "мерседесов". Надо ли говорить, что настоящих хозяев машин ждали неприятные сюрпризы?