04.09.2008 02:37
Происшествия

Владиир Фокин: 28 омских деревень не имеют гарантированной защиты от пожаров

28 деревень региона не имеют гарантированной защиты от огня
Текст:  Наталья Граф (Омск)
Российская газета - Прииртышье: №0 (4743)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня омские экстренные службы переходят в режим повышенной боевой готовности. В регионе наступает пожароопасный сезон. О том, какие проблемы тревожат спасателей нынешней осенью, наш разговор с новым первым заместителем начальника ГУ МЧС России по Омской области по государственной противопожарной службе Владимиром Фокиным.

Российская газета: Владимир Юрьевич, в сентябре традиционно начинает полыхать частный сектор. С чем это связано?

Владимир Фокин:  Количество возгораний в районе малоэтажной застройки, действительно, неуклонно растет. Только за минувшую неделю в частном секторе произошло 24 пожара. Самые проблемные районы - поселок Рыбачий, Порт-Артур, Самарка, улицы Северные. Беда в том, что многие омичи не готовят как следует свое жилье к зиме. Причины большинства трагедий - нарушение правил эксплуатации печей и электрооборудования. На днях мы тушили двухквартирный дом на улице Марата. Хозяйку спасти не удалось. Выяснилось, что она оставила без присмотра кустарную электроплитку, которой отапливала помещение. И таких примеров - масса. Чтобы согреться, горожане включают самодельные "козлы", топят неисправные печи и даже разводят в избах костры. Многие в целях экономии ремонт печей и проводки доверяют не специалистам, а народным умельцам. В результате приход беды - лишь вопрос времени.

РГ: Как вы с этим боретесь?

Фокин: Сегодня проводим традиционный месячник безопасности. Личный состав совместно с участковыми обходит жилые кварталы, оценивает готовность дома к отопительному сезону, выносит нерадивым хозяевам предписания. Но, к сожалению, эти меры не влияют на ситуацию в целом. Мы не можем насильно заставить жильцов переделать печь или поменять проводку. Если наши предписания не выполняются - Госпожнадзор обращается в суд с просьбой привлечь этих людей к административной ответственности. Однако многие предпочитают выплатить штраф и забыть о предостережениях. Ведь по закону мы не имеем права проверять частные дома несколько раз в год.

РГ: Есть ли претензии к подготовке к зиме жилого многоэтажного фонда?

Фокин: Сегодня главная головная боль - открытый доступ в чердачные и подвальные помещения домов. Правила пожарной безопасности не соблюдаются практически повсеместно. Двери подсобок не закрываются на замок, световые проемы и окна не застекляются. С наступлением холодов сюда забираются бродяги и беспризорники, разводят костры, курят, разворовывают коммуникации. Чтобы предотвратить беду, омские пожарные решили возродить профилактическую операцию "Подвал-чердак" и совместно с правоохранительными органами в ближайшее время начнут их инспекцию. Надеемся на помощь старших по домам и председателей КТОСов. Беспечным руководителям управляющих компаний и ТСЖ грозит серьезная ответственность - штрафы до двадцати тысяч рублей. Помимо этого, особую тревогу вызывает у нас состояние домов повышенной этажности.

РГ: Почему?

Фокин: Меры противопожарной безопасности там вообще не соблюдаются. Системы дымоудаления, водоснабжения, оповещения о тревоге безнадежно устарели и находятся в удручающем состоянии. Даже пожарные рукава разворованы. Между тем пожар в таких домах развивается с огромной скоростью - по вертикали. Обслуживать системы безопасности в высотках должны специальные организации. Но у управляющих компаний на это нет средств. Только на замену оборудования во всех домах повышенной этажности требуется около тридцати миллионов. Однако ни один из них пока не вошел в программу капитального ремонта. Сейчас мы работаем над этим вопросом.

РГ: В течение какого времени пожарные машины должны прибывать по вызову?

Фокин: Согласно нормативам по городу - через десять минут. Но бывает, интервал нарушается. Виной всему - пробки на дорогах и загороженные проезды. Сегодня в Омске фактически перекрыты около сотни улиц. Омичи же, сообщая о пожаре, не ставят нас в известность о наличии баррикад. В результате мы теряем драгоценные минуты.

РГ: А как обстоят дела в районах области?

Фокин: На селе - непростая ситуация. Около двадцати восьми деревень в Прииртышье не попадают в так называемую зону прикрытия. Согласно закону обеспечивать первичные меры безопасности здесь обязаны главы местных муниципальных образований. В советское время в каждом хозяйстве имелись свой пожарный автомобиль и люди, которые ежедневно заступали на дежурство. Сегодня руководители заявляют, что это слишком накладно. В результате, пока спасатели ближайших частей доберутся до пожара, выясняется, что тушить уже нечего. Недавно такой инцидент произошел в селе Чапаево Колосовского района. Сгорело три рубленых дома - сельчане остались без жилья.

РГ: Есть ли выход из ситуации?

Фокин: Буквально на днях в регионе создано Управление по делам ГО и ЧС Омской области. Новая структура как раз и будет заниматься пожарной безопасностью на селе. По решению правительства уже в этом году из областного бюджета будут выделены средства на закупку техники для сельских пожарных команд.

Пожары Охрана порядка Омская область Сибирь