Вчера в Ярославле в областной администрации прошли общественные слушания по проблемам развития сельских поселений. Они еще раз подтвердили: муниципалитеты еще далеки от того, чтобы стать полноценными органами власти.
В Федеральный закон "О реформе местного самоуправления" внесено уже более 270 поправок, это больше, чем весь первоначальный текст. Но практически все они касаются передачи полномочий с одного уровня на другой. Авторы поправок не затрагивают суть проблемы: реформа не прибавила бюджетных средств да и не ставила такой цели. При этом число муниципалитетов за два с половиной года действия реформы выросло в три раза. Чиновников - примерно на столько же, достигнув устрашающего количества (1,4 миллиона).
В итоге в регионах сложилась ситуация, когда финансирование идет не на оказание услуг населению, а на содержание тех, кто эти услуги оказывает. Именно поэтому губернатор Ярославской области Сергей Вахруков признал, что население пока не почувствовало пользы от нововведений. Сейчас регион тратит на содержание аппаратов муниципальных образований 1,8 миллиарда рублей в год при консолидированном бюджете в 34 миллиарда рублей. Некоторые из них тратят 90 процентов всех доходов на содержание самих себя.
По мнению экспертов, сбор подоходного налога незначителен из-за низких зарплат на селе, а имущественный и земельный налоги и вовсе собрать трудно: "Нет средств на оформление соответствующих прав граждан". В самом деле, лишь небольшая часть селян вступила в права владения земельными паями, розданными им еще в начале девяностых годов прошлого века.
Между тем региональные власти скованы неуклонно приближающимся процессом принятия бюджетов на 2009 год. И вынуждены срочно что-то предпринимать. Судя по обзору российской практики, выбор у них невелик и исчерпывается урезанием аппетитов муниципалитетов. Так, Сергей Вахруков подтвердил решимость уменьшить число муниципалитетов. В июле он "со скрипом", но все же заручился на это согласием съезда органов местного самоуправления. Иной процедуры закон не предусматривает. Не исключено, что областная власть будет вынуждена остановить лавинообразный рост зарплат дотационных поселений. Эти полномочия отнесены к ведению субъекта Федерации. Но и в этом случае внутренние противоречия реформы не будут устранены: "тяжбы" между двумя уровнями местных властей за деньги и полномочия с высокой вероятностью будут продолжены.
Между тем уже 1 января 2009 года завершится переходный период реформы. А применять главный критерий эффективности работы муниципалитетов - качество услуг и их доступность жителям - пока даже бессмысленно. Рабочая модель работы местных властей далека от построения, и "латание дыр" на ходу мало приближает регионы к этой желанной цели.