04.09.2008 05:45
Экономика

Почему в России не идет собственный цветочный бизнес

Почему в наших городах простенький букет стоит в 3-5 раз дороже, чем в нежарком Монреале
Текст:  Михаил Чкаников
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4743)
Читать на сайте RG.RU

Девять из десяти срезанных гвоздик, роз, хризантем на российских прилавках - импорт. Отчасти поэтому в наших городах простенький букет стоит в 3-5 раз дороже, чем в каком-нибудь Монреале - тоже не самом теплом месте на планете.

Эксперты говорят, что мы могли бы выращивать цветы и сами - создавать рабочие места, пополнять налогами свою, а не южноамериканскую казну. Но, видимо, постоянные думы о хлебе насущном для народа слишком занимают государственные умы. О цветах просто забыли.

В Эквадоре одна розочка обходится оптовым покупателям в 1 доллар (24 рубля с копейками). Кстати, монополизма среди наших "цветовозов" не наблюдается - есть несколько сравнительно крупных компаний, остальные меньше.

На границе РФ стоимость нашей эквадорской розочки вырастает до 2 долларов. Но только в том случае, если она пересекает границы "по-честному", без "серых" схем и контрабанды. Которые, как говорят эксперты из цветочного сообщества, достаточно широко распространены. Однако какова доля этих "черных" хризантем и "серых" роз на прилавках, никто точно не знает: контрабандисты не сдают отчетов в налоговую.

Так или иначе, а розничная цена розы в среднем по году около 120 рублей (4,5 доллара). Получается, что продавцы и перепродавцы вкупе выручают на каждом цветке по 70 рублей.

Сами они, правда, утверждают, что больше половины этой суммы тратят на всевозможные взятки чиновникам и чинам, которые якобы прямо-таки осаждают цветочные ларьки. Возможно, торговцы клевещут - конкретных претензий они не выдвигают и свои имена называть категорически отказываются.

Однако несущие круглосуточную службу во многих цветочных ларьках или поблизости от них чоповцы не позволяют усомниться - "трение" в этой экономике велико, защита стоит дорого. Поэтому и товар дорог.

Но даже "запретительные" цены не останавливают граждан России на пороге ларька "Цветы". Наш цветочный рынок растет такими темпами, которые и не снились остальному агропрому. Еще 2 года назад он оценивался в 2 миллиарда долларов ежегодно, сейчас уже в 4 миллиарда. А через 3-4 года, как подсчитали для коммерсантов аналитики, разрастется до 10 миллиардов долларов.

Такие суммы вызывают у поставщиков во всем мире любовь и уважение. Сегодня в Москве открывается крупнейшая профессиональная цветочная выставка. И, надо думать, заморских гостей на ней будет больше, чем на какой-нибудь иной.

Для сравнения: если бы мы всем народом разом стали неплохо зарабатывать и правильно питаться, весь рынок тепличных овощей в нашей стране не превысил бы 3 миллиардов долларов. "Цветов у нас "едят" больше, чем огурцов и томатов из закрытого грунта", - признает президент ассоциации "Теплицы России", депутат Госдумы Виктор Семенов.

Он утверждает, что российская природа позволяет полностью удовлетворить потребности всех отечественных влюбленных и преклоняющихся перед талантами в букетиках, букетах и букетищах. За исключением редких экзотов из тропиков. Однако наши предприниматели не спешат потеснить импортный товар на прилавках. Причин несколько. Во-первых, у нас производство цветов все же рискованный бизнес. В чистом поле, как в Эквадоре, заниматься этим почти бесполезно - теплый сезон даже на юге короток для этого бизнеса. А в теплице от причуд погоды сделанные инвестиции отделяют микронный слой полиэтилена или четыре миллиметра стекла. В холодный сезон отключение электричества на три часа приводит к полной потере дохода. А отключить его запросто могут, например, за неуплату - всякое бывает.

Вторая причина нашей "бесцветности" как раз в плате за энергию. За перерасход суточного лимита газа и часового (!) лимита энергии предприятия штрафуют. А когда производство связано с живыми организмами, предугадать, сколько понадобится тепла и света при той или иной погоде, довольно сложно.

Виктор Семенов давно уже при каждом удобном и неудобном случае предлагает сделать для аграриев какие-нибудь энергетические послабления. Все сельское хозяйство России потребляет 4 процента общего потребления электроэнергии, и едва ли скидка на особенности агробизнеса разорила бы энергетиков. Но у них, очевидно, иное мнение.

Третья проблема отечественных цветоводов - недоступность рынка. Как и любой другой производитель аграрной и к тому же скоропортящейся продукции, они беззащитны перед торговцами, которые сейчас, по мнению промышленников, правят бал в экономике.

Виктор Семенов полагает, что государство должно помочь цветоводам выйти на рынок - поддержать деньгами создание специальных сбытовых кооперативов. Правда, в других отраслях сельского хозяйства такие попытки со стороны правительства в рамках национального проекта "Развитие АПК" показали, что кооперация - дело не быстрое. Даже и с бюджетными субсидиями.

В общем, сейчас умение зарабатывать деньги на закрытом грунте - редкость. Но оно позволяет комбинатам с историей, построенным еще в советские времена, расширять сейчас свои цветочные плантации. Или заменять овощи цветами, когда это выгодно. Их усилиями Россия сохраняет за собой десятипроцентную долю на собственном рынке. А новичков на нем почти нет: в недвижимость и торговые предприятия вкладывать безопаснее, чем в цветочки.

"В этот бизнес сейчас входят или сумасшедшие энтузиасты, или уже очень богатые люди - для них это хобби", - объясняет Виктор Семенов. Помимо стандартного набора проблем желающий заняться цветоводством сталкивается еще по меньшей мере с двумя. Подключение к электричеству стоит таких баснословных денег, что проблема попала даже в поле зрения президента страны. Он поставил задачу снизить это бремя для малого бизнеса, но она пока еще в стадии решения. Кроме того, новичку придется платить за газ на 40 процентов больше, чем тому же старожилу цветочного рынка - известному тепличному комбинату. Это заведомо ставит инвестора в невыгодное положение - его продукция окажется неконкурентоспособной.

В таких условиях, казалось бы, нужно забыть об отечественных цветах. Нет же у нас своих бананов, в конце концов. И это не мешает нам жить и работать. Однако с цветами несколько иная история - расширение собственного индустриального производства красоты расширило бы налогооблагаемую базу. А развитие цветоводства в личных подсобных хозяйствах позволило бы бороться с сельской бедностью, создавать нормально оплачиваемые рабочие места не только в Москве, но и в других городах.

К тому же развитое цветоводство - это не только налоги и зарплаты, но и важный элемент имиджа страны. Если бы Россия ассоциировалась во всемирном сознании не только с символическими красными гвоздиками, но и с вполне реальными, мы от этого только выиграли бы.

Товары и цены Бизнес