05.09.2008 07:00
Экономика

Альянсу "ЭйрЮнион" нашли нового партнера

Альянсу "ЭйрЮнион" нашли нового партнера
Текст:  Елена Кукол Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4745)
Читать на сайте RG.RU

Государство не отступилось от идеи создать нового национального авиаперевозчика из-за кризиса, разразившегося с "ЭйрЮнион". Альянс реанимируют, включив в него новых акционеров. Об этом вчера стало известно по итогам встречи российского премьера с главой минтранса. Для того чтобы полностью стабилизировать ситуацию с полетами, потребуется около недели, обещал Владимиру Путину Игорь Левитин.

Вчера же стало известно, на базе каких именно перевозчиков сформируют новую объединенную авиакомпанию. Помимо "ЭйрЮнион", в нее войдут "Атлант-Союз" (принадлежит правительству Москвы), ГТК "Россия", а также региональные компании "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток Авиа". Об этом сообщила в своем пресс-релизе госкорпорация "Ростехнологии", которая и должна сформировать нового национального авиаперевозчика. Ей же в управление перейдет и контрольный пакет акций.

Базироваться новый национальный авиаперевозчик будет в московском Внуково и красноярском Емельяново. Госкорпорация, столичное правительство и Красноярский край обещают провести финансовое оздоровление авиакомпаний и постепенно реструктуризировать их долги. Они по "ЭйрЮнион", напомним, только за керосин и обслуживание в аэропортах достигли 1 миллиарда долларов. Скорее всего еще предстоят долгие переговоры с кредиторами по отсрочке долгов. Впрочем, в пресс-релизе содержится одна оговорка: "объединенная авиакомпания рассчитывает на адекватную поддержку со стороны государства". Ранее, напомним, государство уже выделило "Эйр Юнион" 24 тысячи тонн топлива из Росрезерва под гарантии госкорпорации. Но источник, знакомый с ситуацией, предполагал, что, возможно, "Ростехнологии" должны будут получить от государства финансовую поддержку, чтобы вывести альянс из кризиса.

Тем временем советы директоров авиакомпаний альянса приходят к выводу, что ситуация, сложившаяся в "ЭйрЮнион", напрямую связана с повышением стоимости авиатоплива, рассказал премьер-министру Левитин. Причем, по словам главы мин транса, если бы руководство альянса заблаговременно обратилось в правительство за под держкой, кризис не разразился бы. Сейчас минтранс следит за положением и других компаний, чтобы не повторилась ситуация с "ЭйрЮнион".

Между тем госпредставителям в советах директоров авиакомпаний альянсов, похоже, придется отвечать за случившееся. Генпрокурор Юрий Чайка, по сообщениям информагентств, настаивает на привлечении к административной ответственности главы Росавиации Евгения Бачурина. Вчера же в Генпрокуратуру, как стало известно "РГ", пригласили замминистра транспорта Александра Мишарина, который является председателем совета директоров "КрасЭйра".

Прокуратура вынесла ему предостережение о недопустимости нарушений закона в связи с многочисленными задержками рейсов и "повсеместными нарушениями" прав пассажиров.

Форсирует проверку "Крас Эйр" и Счетная палата. Она приступит к ней уже на следующей неделе и завершит проверку в течение месяца, сказал вчера глава ведомства Сергей Степашин. Причем, по словам Степашина, контрольное ведомство проанализирует действия государства в связи с ситуацией вокруг всего альянса "ЭйрЮнион". "Мы решили посмотреть, почему страдают тысячи людей и каковы действия государства по предоставлению им альтернативных рейсов и гостиниц", - объяснил глава Счетной палаты. И обещал, что аудиторы разберутся, "откуда ноги растут". Вероятно, под их прицелом окажется как раз ситуация с возникновением долгов за керосин и обслуживание в аэропортах.

При этом долги альянса никак не могут быть связаны с выплатой государству дивидендов, уточнил вчера корреспонденту "РГ" пресс-секретарь Росимущества Александр Комаров. По итогам прошлого года они составили чуть более двух миллионов рублей, из них государству - 1,185 миллиона рублей, подсчитали в Росимуществе. "Было бы смешно говорить, что такие небольшие выплаты послужили причиной финансового кризиса компании", - сказал "РГ" пресс-секретарь Александр Комаров.

Тезисы Степашина вчера развил и аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын, который будет курировать проверку. Он обещал, что будет проанализировано, сколько человек пострадало, и не исключил, что Счетная палата даст рекомендации компаниям выплатить материальные компенсации пассажирам. Ведь потерянное время каждого сколько-то стоит, заметил Бесхмельницын.

Тем временем потенциальные пассажиры, похоже, не верят в чудо - сахалинцы перестали покупать билеты на рейсы "Крас Эйр", хотя Росавиация приостановила продажу билетов авиакомпании только с октября. А на место "КрасЭйра" в Красноярском аэропорту устремился "Аэрофлот". Туда уже вылетел на постоянное базирование первый самолет компании, всего "Аэрофлот" собирается разместить в аэропорту семь машин для перелетов в Москву и другие города. С 11 сентября начинаются регулярные рейсы "Аэрофлота" по маршруту Красноярск- Норильск-Красноярск, сообщается на сайте компании.

Экономика Авиатранспорт