05.09.2008 03:00
Экономика

Развитие транспортной сети в Приангарье отвечает интересам сразу четырех регионов

Развитие транспортной сети в Приангарье отвечает интересам сразу четырех регионов
Текст:  Елена Лисовская
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4745)
Читать на сайте RG.RU

Иркутская область взяла курс на развитие инфраструктурных проектов, которые должны обеспечить доступ к пока не освоенным природным ресурсам региона.

Проект по созданию Северо-Сибирского индустриального пояса, который планируется обсудить на площадке V Байкальского экономического форума, предполагает получение доступа к месторождениям, начать разработку которых не было возможности из-за отсутствия инфраструктуры. Речь идет о месторождениях редкоземельных металлов, углеводородных месторождениях. В рамках проекта предусмотрена разработка месторождений калийных солей, золота, Ишидейского месторождения угля в Тулунском районе и изыскания на Ийско-Тагульской никеленосной площади.

- Проект предполагает объединение интересов сразу четырех регионов: Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Красноярского и Забайкальского краев, - сообщил заместитель губернатора Иркутской области Владимир Пашков. - Причем объединение интересов произойдет за счет инфраструктуры, которая сейчас находится в "спящем" состоянии. Речь идет о БАМе, Ленской, Усть-Илимской и Ербогаченской зонах. Там есть колоссальные запасы природных и людских ресурсов. Другой вопрос, что местным жителям там нечем заняться, поэтому они уезжают. Но "точка невозврата" еще не пройдена, а значит, есть шанс привлечь туда работников и оживить эти территории".

Эксперты утверждают: чтобы получить доступ к этим ресурсам, необходимы значительные инвестиции в создание инфраструктуры. В первую очередь в строительство нефтепровода ВСТО, железных и автодорог, в расширение пропускной способности БАМа, а также в развитие аэропортов и обновление речного флота.

"Российские железные дороги" уже заявили об инфраструктурных проектах, которые будут реализованы в ближайшие годы. Это строительство Северо-Сибирской железной дороги, пути Лена-Непа-Витим-Ленск и железнодорожной ветки Усть-Илимск-Нерюнда.

Северо-Сибирская железная дорога (Севсиб) должна соединить Ханты-Мансийский автономный округ, Томскую область, Красноярский край и Приангарье. Новый путь пройдет параллельно Транссибу, его предназначение - разгрузить главную железнодорожную магистраль Сибири, а значит, города Иркутск, Красноярск, Новосибирск. В Нижневартовске Севсиб планируется соединить с Белкомуром - будущей новой железной дорогой Севера, которую проложат от Финского залива.

Маршрут Лена-Непа-Витим-Ленск объединит Иркутскую область и Якутию. Он необходим Республике Саха для перевозки грузов, которые сейчас транспортируются по Лене. Ответвление от ВСЖД "Усть-Илимск-Нерюнда" сделает доступным Нерюндинское железорудное месторождение.

Как рассказал Владимир Пашков, ОАО "РЖД" вело переговоры с администрацией региона по поводу этих проектов. Но в стратегии развития железных дорог до 2030 года сроки их реализации пока не обозначены.

Доступ к углеводородным месторождениям на севере Приангарья и юго-западе Якутии должна обеспечить автодорога "Вилюй". Она пройдет по маршруту Якутск - Вилюйск - Сунтар - Мирный - Усть-Кут - Братск - Тулун. Сейчас рассматривается вариант прохождения трассы "Вилюй" по направлению Верхнее-Марково - Киренск - Непа - Витим - Ленск - Мирный. Проект трассы максимально совпадает с маршрутом нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан.

На ближайшие годы в Иркутской области запланирована также реконструкция федеральной трассы "Байкал". Обновление некоторых участков этой дороги необходимо для развития международного транспортного коридора Транссиб, обеспечивающего перевозки в евроазиатских сообщениях, повышения уровня пропускной способности и безопасности движения.

Что касается развития воздушных сообщений, то в этом году должно состояться проектирование нового аэропорта в районе деревни Поздняково, в 24 км от областного центра. Действующий аэропорт находится в стадии реконструкции - завершается перестройка аэровокзала внутренних авиалиний и удлинение взлетно-посадочной полосы на 400 метров. Эти работы планируется завершить в сентябре нынешнего года. В 2009 году будет проведена реконструкция ВПП по всей ее площади.

- Капитальный ремонт позволит довести эксплуатационное состояние покрытий взлетно-посадочной полосы до соответствия требованиям международных норм, тем самым обеспечить более высокий уровень безопасности полетов, - подчеркнула Оксана Васнева, пресс-секретарь ФГУП "Аэропорт "Иркутск".

Объединить железную дорогу, аэропорт и автомагистрали должен Байкальский транспортно-логистический комплекс (БТЛК). Региональные власти все же решили вернуться к вопросу о его создании. Транспортной логистике будет посвящен ряд докладов на "круглом столе" "Реализация инфраструктурных проектов - основа регионального развития Сибири и Дальнего Востока".

По словам директора Центра менеджмента качества Иркутского государственного университета путей сообщения Юрия Каштанова, проект создания комплекса, представленный на четвертом форуме, претерпел некоторые изменения. Поскольку аэропорт Иркутск-Новый перенесен в Поздняково, надо пересмотреть и место размещения центра логистического комплекса.

- В деревне Поздняково трудно интегрировать аэропорт с железной дорогой. Необходимо продумать возможность строительства моста через Ангару, прокладки подъездных путей, - рассказал Юрий Каштанов.

По словам разработчиков, транспортно-логистический комплекс в Иркутской области будет состоять из нескольких удаленных друг от друга терминалов, связанных между собой организационно. Планируется, что в него будут включены структуры железной дороги, которые уже сейчас работают отдельно от ВСЖД - Первая грузовая компания и компания "Трансконтейнер", занимающиеся грузоперевозками, частные железнодорожные операторы-перевозчики, а также аэропорты, ленские речники и автоколонны.

- Они будут работать в своих офисах, но их деятельность будет координироваться при помощи информационного центра, - пояснил Юрий Каштанов. - Ведь основная задача БТЛК - создание единой информационной системы. Сейчас информационные системы есть у железной дороги, аэропорта, видимо, существуют информационные системы и у автопредприятий. Но они не согласованы друг с другом. БТЛК позволит при помощи мультиагентной информационной системы координировать деятельность всех участников. Строить оптимальные логистические цепочки, чтобы снижать риски, сокращать издержки.

Эффект от создания комплекса получит вся экономическая сфера региона, утверждают разработчики. Эффективно будет использоваться транспорт, ускорится его оборот. Уменьшатся затраты на складирование и потребность в хранении грузов на складах временного хранения. В целом грузы будут доставляться гораздо быстрее потому, что исчезнет необходимость в постоянных согласованиях с различными инстанциями.

Сейчас все работы по созданию схемы будущего комплекса завершены, а создание в администрации Иркутской области рабочей группы по Байкальскому транспортно-логистическому комплексу позволяет рассчитывать на поддержку региональных властей, от решения которых зависит скорость появления БТЛК.

Макроэкономика Иркутская область Восточная Сибирь