Сегодня в мировом суде Октябрьского района будут рассмотрены дела об административных правонарушениях в отношении глав Уйско-Чебаркульского и Каракульского поселений. Скорее всего, каждого из сельских чиновников оштрафуют на тысячу рублей за разбитые дороги.
Поселковые дороги раскритиковали сотрудники районной ГИБДД, а местная прокуратура привлекла глав к ответственности. Районные автоинспекторы проверяли состояние улично-дорожной сети поселений еще весной. Большая часть деревенских трасс - это дороги с грунтовым покрытием, которое нуждается в особом уходе. Но денег на содержание сельских дрог в местных бюджетах, как всегда, не хватает.
- К примеру, в Боровом необходимо провести грейдеровку и филировку, - рассказал "РГ" помощник районного прокурора Иван Дроженко. - Проще говоря, поднять уровень дороги и выровнять, чтобы не было просадок, а сама проезжая часть не накапливала влагу.
Кроме Борового в поле зрения прокуратуры попали Уйско-Чебаркульское, Каракульское, Маякское, Свободненское, Подовинное и Октябрьское села. Всем главам было направлено предписание отремонтировать дороги. Но за месяц, который был им дан, чтобы исправить положение, ничего не изменилось.
- Это чревато авариями, - пояснил государственный инспектор ГИБДД Октябрьского района Тимофей Золотавин. - Осенью грунтовку просто размоет, из-за этого уже были ДТП. Причем главы, как всегда, жалуются на отсутствие средств. Но кое-какие деньги в этом году им выделили, можно было что-то сделать. Просто не справились.
Еще в июле главу Подовинного Галину Вильгаут и главу Маякского Николая Бандурко оштрафовали на тысячу рублей. Троих других пожурили, точнее им "поставили на вид". Сегодня суд должен наказать еще двоих. Максимальная кара - все та же тысяча рублей, согласно 19-й статье Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Прокуратура ссылается на 131-й Закон о местном самоуправлении - ремонт дорог относится к вопросам местного значения поселений. То есть за дороги отвечают сельские главы.
- Главы приходили ко мне, просили дороги отремонтировать, - говорит Виктор Диденко, руководитель самого крупного в районе дорожного предприятия. - Но у меня все лето было расписано, поэтому посоветовал им обратиться к другим подрядчикам.
Но других подрядчиков руководители искать не стали, на чем и успокоились. Проще и дешевле заплатить штраф из своего кармана, чем тратить на дорожный ремонт средства из скромного бюджета. В Боровом на грунтовку надо было выделить сто тысяч рублей. Столько стоят три дня работы грейдера.
А вот в Маякском на асфальтирование одной только центральной улицы надо 260 тысяч рублей. А в бюджете села на все благоустройство запланировано лишь 200 тысяч. Это и на освещение улиц, и на расчистку снега зимой, и на установку знаков дорожного движения...
Недавно на совещании с руководителями поселений глава Октябрьского района Сергей Маклаков посоветовал искать средства в иных местах:
- У вас села бурьяном поросли, мусором засыпаны, и никто не следит за порядком. Штрафуйте, собирайте деньги и на эти деньги ремонтируйте дороги.
Районный глава предлагал штрафовать, разумеется, не рядовых жителей, а юридические лица - магазины и сельхозпредприятия. Однако к столь радикальным мерам на местах еще не готовы. Поэтому прокуратура и впредь будет выписывать штрафы. Иногда это оказывается действенным. В прошлом году главу Уйско-Чебаркульского поселения Илью Паначева оштрафовали на солидную сумму - 20 тысяч рублей - за разрушенный мост. После чего появился проект реконструкции моста, а сам мост отремонтируют к будущему году.
Больше половины сельских дорог Челябинской области, включая внутрипоселковые, не соответствуют нормативным требованиям по безопасности, освещенности и прочности. 262 сельских населенных пункта до сих пор не соединены между собой дорогами общего пользования. Чтобы в ближайшие пять лет привести сельские дороги в порядок, необходимо ежегодно ремонтировать по 400 километров покрытия.
Справка "РГ"
В 2008 году на Южном Урале на селе будет построено 16 километров новых дорог, отремонтировано 82 километра. Из бюджета области на эти цели выделено 997 миллионов рублей. Чуть меньше половины этих средств планируется потратить на ремонт улично-дорожной сети деревень и сел. Для сравнения, в 2007 году на сельские дороги потрачено 568,3 миллиона рублей, в 2006-м - 562,6 миллиона.