Буквально накануне "Делового завтрака" с губернатором Кировской области Николаем Шаклеиным региональное правительство приняло стратегию социально-экономического развития области до 2020 года. Один из самых важных показателей документа - к этому времени продолжительность жизни среднего кировчанина должна увеличиться до 72 лет.
Российская газета: Николай Иванович, в стратегии социально-экономического развития заложены очень солидные цифры, в том числе по заработной плате, по уровню социальной сферы. Сумеет ли регион достичь намеченного?
Николай Шаклеин: У Вятского края высокий потенциал, это я прекрасно понял за время работы в качестве главы региона. Судите сами. Практически в течение одного года - 2004-го - мы преодолели глубокий финансовый кризис, в котором находилась экономика области. Самыми злободневными проблемами на тот момент были спад производства и огромные долги по заработной плате - свыше 500 млн рублей.
Уже к 2005 году нам удалось полностью погасить эту задолженность. Сегодняшняя статистика свидетельствует: в 2007-м среднемесячная заработная плата увеличилась по сравнению с 2003-м в два с лишним раза. Примерно так же выросли и доходы консолидированного бюджета. Заметьте - все это за неполных пять лет. А стратегия рассчитана до 2020 года. И думаю, она себя оправдает.
Разумеется, проблем, которые предстоит решить, у нас достаточно. Особенно в социальной сфере. Например, образование в Вятском крае на неплохом уровне, а вот в системе здравоохранения хотелось бы видеть более высокие результаты.
Не удовлетворяет и размер пенсий большинства кировчан. Но в силу того, что регион пока дотационный, мы не можем установить такие надбавки к пенсии, как, например, в Москве.
РГ: Шансы выйти из числа дотационных регионов у области есть?
Шаклеин: Путь к этому как раз и прописан в стратегии развития. Мы делаем ставку на внедрение современных наукоемких технологий, создание новых производств, активное привлечение инвестиций. Это главные условия эффективной экономики. Чем стабильнее, чем успешнее работают предприятия, тем динамичнее рост всех экономических "параметров". Последнее, конечно, не самоцель, все это необходимо для того, чтобы вывести на высокий уровень качество жизни людей. К заданной "планке" мы приближаемся с каждым годом. Уверен: Кировская область может и должна стать самодостаточным субъектом РФ - территорией, где хочется жить.
РГ: Такое мнение основано на конкретных результатах?
Шаклеин: Конечно. Уже сейчас по темпам роста инвестиций мы почти вдвое опережаем среднероссийский уровень. По итогам 2007 года объем инвестиций в основной капитал более чем в 3 раза превысил показатель 2003-го.
Почти в полтора раза за последние годы сократился удельный вес убыточных предприятий. Одновременно снизился - почти в три раза - уровень безработицы. А средняя заработная плата удвоилась и теперь составляет около 9 тысяч рублей.
Такими изменениями мы обязаны, конечно, нашей промышленности, которая после долгих лет стагнации поднялась на ноги. Сегодня на десятках кировских заводов, фабрик реализуются крупные инвестиционные проекты.
На недавнем всероссийском форуме "Российским инновациям - российский капитал" Кировская область представила сразу 22 инвестиционных и инновационных проекта. Четыре из них отмечены наградами - например, проект строительства завода по производству стеновых керамических материалов. Уже весной 2009-го это предприятие будет введено в эксплуатацию.
К слову, выпуск своих, "местных" стройматериалов - это определенная независимость от рыночной ценовой конъюнктуры, а значит, своего рода гарантия наращивания темпов капитального строительства при снижении его себестоимости.
РГ: Руководители регионов нередко сетуют на финансовые проблемы. У вас они есть? Или область спокойно сможет уйти в "автономное плавание"?
Шаклеин: Ну мы ведь не в другом государстве живем. Проблемы, характерные для других регионов, близки и нам. И, безусловно, существуют вопросы, которые без содействия Федерации мы решить не сможем. Например, в Кировской области еще низок уровень газификации, хотя в последние годы мы совместно с "Газпромом" активизировали эту работу. И поскольку в топливном балансе региона привозные ресурсы - каменный уголь, мазут - составляют около 50 процентов, экономика оказывается в зависимости от рыночной конъюнктуры.
Цены на эти виды топлива не регулируются государством, а рост тарифов на коммунальные услуги ограничивается Федеральной службой по тарифам. Возникающий дисбаланс вынуждает нас ежегодно предусматривать в областном бюджете сотни миллионов рублей на его компенсацию. И если бы федеральный бюджет оказал финансовое содействие по части восполнения выпадающих затрат предприятий ЖКХ, мы могли бы направлять эти деньги на решение других, не менее важных для Вятского края вопросов.
Безусловно, мы и своими силами стремимся снизить затраты на функционирование сферы ЖКХ. В области идет ее модернизация, делается ставка на использование местных, экологичных и экономичных видов топлива. Для Вятского края такой альтернативой должен стать торф. Но для этого необходимо полностью восстановить торфодобывающую промышленность, которая переживает не лучшие времена (объемы производства сократились в разы), улучшить ее оснащение. Сейчас завершается разработка областной целевой программы "Развитие торфяной отрасли Кировской области на перспективу до 2013 года". С началом ее действия еще один сектор экономики получит новый импульс развития.
РГ: В каких еще вопросах вы хотели бы видеть более активное участие Федерации?
Шаклеин: В настоящее время в правительстве РФ решается важный для регионов вопрос - об участии Федерации в строительстве крупных незавершенных объектов. В Вятском крае их несколько, и каждый имеет большое социальное значение для области. Это, например, новое здание кукольного театра, Дворец спорта в Кирово-Чепецке. В свое время город дал стране целую плеяду выдающихся спортсменов, таких как хоккеисты Александр Мальцев и Владимир Мышкин. И если нам удастся достроить спортивный комплекс с помощью федеральных денег, физкультура и спорт в области будут развиваться еще активнее.
Ну и, конечно, нужна помощь в строительстве автомобильных и лесных дорог.
РГ: По темпам развития малого бизнеса Кировская область занимает лидирующие позиции в России. За счет чего?
Шаклеин: В нашей области много сел, поселков и городов, где нет крупных промышленных объектов. Значит, что основу экономики таких муниципальных образований должен составить малый бизнес.
Для его поддержки мы создали широкую законодательную базу: принята Концепция политики правительства области по развитию малого предпринимательства на 2004-2010 годы, реализуется программа "Развитие предпринимательства в Кировской области", которая, к слову, в 2007 году по результатам конкурса Минэкономразвития России включена в число лучших по России.
В рамках программы реализуется более 100 проектов, направленных на поддержку малого бизнеса. В итоге за последние 4 года инвестиции в основной капитал малых предприятий возросли в 4 раза, налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней - почти в 3 раза.
РГ: Кировская область - еще и один из самых лесных регионов. По определению значительная часть всех поступлений в бюджет должна идти за счет леса...
Шаклеин: Действительно, две трети территории региона занято лесом, расчетная лесосека - около 16 миллионов кубометров в год. Но осваивается пока только половина. И вот здесь уже малый бизнес не выручит, нужны мощные проекты.
Прежде всего речь идет о глубокой переработке древесины, с тем чтобы прекратить вывоз "кругляка" из Кировской области. Сейчас у нас ведется строительство сразу нескольких крупных лесоперерабатывающих предприятий по производству различного вида древесных плит, фанеры, мебели, комплектующих изделий. Суммы инвестиций - миллиардные.
Нам важно, что в область придут дополнительные капиталовложения, поскольку в результате создаются новые рабочие места, а в местные и региональный бюджеты направляются дополнительные налоговые отчисления.
РГ: Для Кировской области одна из главных проблем - дороги. Как решаете ее?
Шаклеин: В этом вопросе, действительно, мы выглядим на фоне соседей не лучшим образом. Хотя есть объективные факторы. И Татарстан, и Марий Эл, и Чувашия - компактные республики с большой плотностью населения. А у нас 120 тысяч квадратных километров на полтора миллиона жителей, и протяженность с севера на юг - 570 километров, с запада на восток - 440. Расстояние между населенными пунктами большое, сеть дорог - огромная. У региона просто физически не хватает финансов для поддержания всех трасс в хорошем состоянии.
Хотя только за последние четыре года мы увеличили средства на финансирование дорожного хозяйства с 780 миллионов рублей в год до 2,7 миллиарда, и эта цифра будет расти с каждым годом. Но вложения должны быть оправданны. И если в деревню, где осталось 30 домов, вести асфальт при стоимости одного километра около 10 миллионов рублей, никакого бюджета не хватит. Потому мы уже изначально планируем, что в малочисленных сельских населенных пунктах сделаем щебеночные дороги.
РГ: В 2008 году результаты ЕГЭ по Кировской области оказались заметно выше среднероссийских. В Вятке что, гениальные дети? Или выдающиеся педагоги?
Шаклеин: Наверное, и то, и другое. На Вятке вообще дети способные и старательные. Но главное все же, я считаю, в том, что система образования в Кировской области выстроена действительно неплохо. В минувшем году наши школьники стали победителями и призерами 20 всероссийских и международных конкурсных мероприятий, так что по уровню образования Кировская область вошла в "золотую дюжину" лучших российских регионов.
РГ: Вопрос от нашего читателя Игоря Самойлова из села Опарино: "Какие меры предпринимаются, чтобы сохранить малокомплектные сельские школы? В прошлом году некоторые из них были закрыты".
Шаклеин: Мы никогда не ставили перед собой цель закрыть школы. Большие или малые - неважно. Если учебное заведение эффективно работает, если детям дают хороший багаж знаний, мы можем только поддержать успех и способствовать его закреплению. Но практика показывает, что малые школы уступают по качеству образования крупным. Судите сами: в 2003 году, когда вятские школьники впервые сдавали ЕГЭ по математике, мы получили 7 процентов двоек и считали, что это много. В 2007 году - уже 12 процентов. Причем наибольшую долю неудовлетворительных отметок дают как раз малые школы. И не потому, что там плохие педагоги или неспособные ученики. А потому, что оставляют желать лучшего условия образовательного процесса, уровень оснащенности.
РГ: Так, может быть, выделить этим школам достаточно средств для развития?
Шаклеин: В 2005 году Кировская область заняла 7-е место в РФ по объему средств, которые вкладываются в систему образования. То есть в плане финансирования мы не отстаем от столичных регионов. Однако как и на какие цели расходуются деньги? На внедрение инновационных программ или на содержание пустующих школьных зданий?
За последние годы число учащихся в регионе сократилось практически в два раза - сказалась общая для страны демографическая проблема. Между тем количество школ не уменьшается. В итоге во многих из них количество учащихся старших классов составляет всего лишь от 2 до 15 человек. Эффективно? Нет.
Но это одна сторона медали. Есть и другая. Безусловно, среди сельских педагогов немало отличных профессионалов. Однако сегодня они обучают всего пять-шесть детей. А могли бы передавать свои навыки, свой творческий потенциал десяткам, сотням мальчишек и девчонок.
Тем не менее, повторюсь, мы не стремимся закрывать малокомплектные школы. Наша задача в том, чтобы для всех детей создать равные условия, чтобы каждый из них по окончании среднего учебного заведения мог получить ту профессию, которую выбрал.
РГ: Наш разговор мы начали со стратегии развития региона, где прописано, что через несколько лет 85 процентов молодых семей смогут улучшить свои жилищные условия с помощью господдержки. Это реально?
Шаклеин: Вполне. Только в прошлом году благодаря областной программе "Дом для молодой семьи" квартиры на льготных условиях приобрели более 2 тысяч семей. А будет еще больше. Сейчас в трех километрах от Кирова строится коттеджный поселок, который так и называется - "Молодежный".
Вообще решению "квартирного вопроса" мы придаем первоочередное значение. Сегодня стоит задача - сдавать в год жилья в несколько раз больше, чем 5 лет назад, когда я только пришел на эту должность. Острота ситуации была очевидна - масштабного строительства в регионе практически не велось, только точечная застройка. Мы сразу сделали упор на строительство целых микрорайонов. Недавно я принимал участие в сдаче первых домов в одном из них с красивым названием "Чистые пруды".
Мы приняли областные программы по поддержке будущих новоселов за счет регионального бюджета. Наконец в полную силу заработала Кировская региональная ипотечная корпорация, по темпам выдачи ипотечных кредитов Кировская область вышла на первое место в России. И результаты не замедлили сказаться. Так что цифра 85 не из области "прожектов", она вполне реальна.
РГ: Кстати, о семейных ценностях, которые немыслимы без ценностей духовных. В последнее время все большую известность приобретает Великорецкий крест ный ход...
Шаклеин: Традиции возрождаются, и это радует. В село Великорецкое каждое лето (в июне) отправляется крестный ход, получивший статус всероссийского. Этому ходу уже более 600 лет. Он считается самым сложным, длинным и многолюдным в России. Сюда приезжают паломники из разных регионов РФ, из-за рубежа. Данный нашими далекими предками обет ежегодно возвращать икону Николая Чудотворца на место ее явления, на реку Великую, исполняется до сих пор. Можно сказать, для вятских людей это дело чести. И в этом - вятский характер.
Я сам по возможности стараюсь принимать участие в великорецких торжествах. Больше того, между правительством области и Вятской епархией заключено соглашение, в рамках которого мы оказываем содействие проведению крестного хода.
РГ: А между тем церковь отделена от государства...
Шаклеин: От государства, но не от людей, не от человеческой души. Сегодня мы все понимаем, что без духовного возрождения не может быть социально-экономического подъема. Православие, как и любая другая религия, это народные "корни", основа духовности, нравственности. И чем сильнее в нас, наших детях и внуках уважение к историческому пути России, родного края, чем бережнее мы относимся к традициям, сложившимся веками, тем сильнее нация. И тем надежнее ее будущее.