08.09.2008 00:30
Культура

Московская филармония открыла сезон оперой Винченцо Беллини

Московская филармония открыла сезон оперой Винченцо Беллини
Текст:  Дмитрий Абаулин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4745)
Читать на сайте RG.RU

В концертном зале имени Чайковского Московская филармония открыла новый сезон исполнением редко звучащей в России оперы Винченцо Беллини "Капулетти и Монтекки".

Опера Беллини оказалась отличным выбором для концертного проекта. Это образец беллиниевского стиля, не слишком богатого динамичными эпизодами, но полного лирического огня. В опере пять персонажей: Ромео, Джульетта, ее отец, Тебальд (у Беллини он не брат, а жених Джульетты) и Лоренцо. Любопытной особенностью оперы стал выбор голосовых тесситур главных героев, точнее, одного из них. В том, что Джульетту поет сопрано, нет ничего необычного. Но и партия Ромео также поручена женскому голосу - меццо-сопрано. Можно, конечно, говорить о живучей оперной традиции отдавать юношеские партии женским голосам, но в случае с главным героем такая подчеркнутая условность во времена Беллини выглядела уже анахронизмом. Одно из возможных объяснений носит сугубо практический характер: в распоряжении Беллини была пара великолепных певиц, одна из которых, Джудитта Гризи (как раз меццо-сопрано), по слухам, была его возлюбленной.

И в наши дни про "Капулетти и Монтекки" вспоминают, когда рядом оказываются две исключительные певицы: как, например, Лелла Куберли и Делорес Зиглер в Милане в 80-е годы (эта постановка была показана в Москве в 1989 году во время гастролей театра "Ла Скала") или Лора Клейкомб и Веселина Казарова в Париже в 90-е. Московская филармония также нашла замечательных исполнительниц: итальянок Патрицию Чьофи и Анну Бонитатибус.

Обе знакомы московской публике, причем как раз по концертным исполнениям опер. Чьофи в прошлом году с большим успехом исполнила Виолетту в "Травиате" Верди. Бонитатибус пела Орфея в опере Глюка и заглавную партию в "Золушке" Россини. Идея объединить их в дуэте оказалась удачной как в маркетинговом, так и в творческом отношении.

Бонитатибус и Чьофи - представительницы двух разных тенденций современной сцены. Исполнительский стиль Патриции Чьофи, пусть с некоторой долей условности, можно отнести к традиции Марии Каллас, в свое время произведшей революцию в застывшем, казалось, мире бельканто. Чьофи, поющая Джульетту, в каждом своем пассаже прорывается сквозь элегантную красоту звукописи к движениям человеческой души. Даже ее несовершенства обаятельны и человечны. "Барочница" Бонитатибус обладает не очень крупным, но отлично выстроенным голосом. Ее стихия - скрупулезная точность в проработке деталей. Казалось бы, перед нами два непримиримых мира. Но - что значит настоящее мастерство - их встреча и соединение рождают новые качества. Чьофи не уступает Бонитатибус в искусстве филировки, а та, в свою очередь, полностью открывает свой южный темперамент в роли Ромео. Зал, наэлектризованный уже с самого начала концерта, встречал каждый номер в их исполнении долгими аплодисментами.

Чьофи и Бонитатибус стали ожидаемым украшением вечера. Был и сюрприз, и, что приятно, отечественного происхождения. Единственный представитель России в пятерке солистов тенор Сергей Романовский имеет весьма скромный репертуар в "Новой опере". Но, судя по исполнению партии Тебальда, в скором времени его имя станет широко известно. Легкий голос певца словно специально создан для классического итальянского репертуара. Достойными партнерами звездных солисток также стали басы Паульс Путнинс и Мирко Палацци и два российских коллектива: академический хор "Мастера хорового пения" и оркестр "Новая Россия", которыми дирижировал итальянский маэстро Лучано Акочелла.

Музыка