Давно уже муссируются слухи, что, например, снесут Центральный дом художника, а на его месте появится авангардное здание "Апельсин". Так ли это?
И вообще, какие еще фрукты и овощи "вырастут" в столице? Мы решили узнать все из первых рук - у главного архитектора Москвы Александра Кузьмина.
Цитрусы у Садового кольца
Российская газета: Александр Викторович, вы - председатель рабочей комиссии, созданной для руководства подготовкой к застройке нового здания Третьяковки на Крымском Валу. Следовательно, вопрос о сносе ЦДХ решен. Появится ли на его месте многофункциональный комплекс "Апельсин"?
Александр Кузьмин: "Апельсин" Нормана Фостера (автора знаменитого лондонского небоскреба "Огурец") или какой-нибудь еще другой фрукт - пока рано говорить. Это будет решаться в ходе конкурса.
Задача Москомархитектуры - подготовить хорошее техническое задание для всей этой немалой территории, идущей от памятника Петру Великому по Морозовскому переулку параллельно Якиманке и до Садового кольца и набережной Москвы-реки. Пока она архитектурно не сформирована. Стоит здесь "кирпич" Дома художника - и все. А место красивое и выигрышное.
Тем более что у Третьяковки, которая занимает часть площадей ЦДХ, давно назрела потребность в расширении. Поэтому предлагается проблему двух собственников - Государственной Третьяковской галереи и Дома художника - решать комплексно.
РГ: Но однажды на это место уже претендовали голландские архитекторы с проектом под названием "Русский авангард"...
Кузьмин: Он был отклонен. Визуально здание не накладывалось ни на Кремль, ни на храм Христа Спасителя.
РГ: А "Русский авангард", выходит, совсем ушел из Москвы?
Кузьмин: Лично я не сторонник того, чтобы "таскать" один и тот же проект по всему городу.
РГ: Давно ли большинство зданий в столице были только прямоугольными. Теперь вот предлагается здание в виде разрезанного на дольки апельсина, а в Московском международном деловом центре строится дворец бракосочетаний в виде обнявшейся влюбленной пары... Значит ли это, что архитекторы стали совершенно свободными в своих фантазиях?
Кузьмин: Ну, архитектор все-таки не художник, который может написать картину и поставить ее где хочет. Но благодаря новым технологиям и материалам появилась возможность строить дома сложных форм. Творчество в наши дни стимулирует еще одно обстоятельство. В Москве появилась новая плеяда инвесторов, которые с помощью каждого объекта хотят не только заработать деньги, но и оставить о себе память в истории. На мой взгляд, для столицы это прогрессивное явление: без таких инвесторов ничего необычного при всем желании не построишь.
В "московском стиле"
РГ: Чем еще удивят архитекторы москвичей?
Кузьмин: В Москве-Сити каждый небоскреб практически уникален. Идет работа и над "Хрустальным островом" в Нагатино. Много добавит городу реконструкция стадионов: "Тушино", "Спартак", "Динамо", ЦСКА, завершение застройки Ходынки...
РГ: Москву часто упрекают, что у ее высоток - не московский стиль...
Кузьмин: А вы хотели бы, чтобы все они стали продолжением ряда "сталинок"? Лично я - против этого. Хватит одного "Триумф-паласа"...
Я как главный архитектор своей главной задачей считаю поиск компромисса между Москвой новой и старой. Новая не должна входить в противоречие с существующей. Старую же застройку надо всеми мерами сохранять, что мы и пытаемся делать. В частности, сейчас дорабатывается проект возрождения Слободы старообрядцев. На очереди - Сретенский монастырь. Планируется привести его в порядок к 2012 году, когда будет праздноваться 200-летие бегства Наполеона из Москвы.
РГ: Почти всякий раз, когда город берется за восстановление какого-нибудь здания, не обходится без упреков, что в очередной раз создается новодел.
Кузьмин: Посмотрите на Марфо-Мариинскую обитель - это строгая реставрация. Все сделано так, как было раньше. Но главное, это символ своей эпохи. К тому же благодаря восстановлению обители в тесном Замоскворечье появится открытое благоустроенное пространство, маленький парк, куда люди смогут приходить и наслаждаться тишиной и покоем.
А Петровский путевой дворец?.. Там сохранены даже деревянные перекрытия, не менее уникальные, чем перекрытия Бетанкура в Манеже, хотя в соответствии с исторической правдой они здесь и остались закрытыми. Да и функция сохранена. Ведь Петровский путевой дворец в девятнадцатом веке был гостиницей, в которой останавливались царствующие особы по пути из Петербурга в Москву. Вот и сейчас он будет Домом приемов, где будут размещаться гости правительства Москвы. Скажем, мэры других столиц.
РГ: Скоро снимут строительную сетку с заново отстроенной гостиницы "Москва". Не боитесь этого момента?
Кузьмин: Нет. Я люблю, когда какой-то кусочек города приобретает законченный вид. Вспомните, как, например, выглядели Манежная площадь и начало Тверской улицы, когда "Москва" еще только разбиралась, новый отель вместо снесенного "Интуриста" еще строился, а Манеж стоял обугленным...Такой развал в самом центре города! А теперь? Совершенно другая картина. Ну а что удалось или не удалось - судить москвичам.
По поводу же гостиницы "Москва" могу сказать одно. Внешний объем здания по сравнению с историческим не увеличен. Да, со стороны Театральной площади появился новый фасад, но и прежний никакого отношения к проекту Щусева не имел, в отличие от трех других, которые выходят на Манеж, здание Госдумы и здание бывшего музея Ленина. Пристройка, выходившая на Театральную площадь, была построена в 70-е годы в духе минимализма той поры. А сейчас этот фасад перекликается своим внешним видом с "Метрополем".
Справка "РГ"
Спорный "фрукт"
Дело в том, что построить комплекс предлагается на Крымском Валу на месте нынешнего Центрального дома художников. Это унылое здание специалисты прозвали "чемоданом", и в конце девяностых годов проходил даже конкурс на лучшую идею по его реконструкции.
Словно в пику однообразию ЦДХ известный британский архитектор Норман Фостер разработал проект нового многофункционального комплекса в виде ультрасовременного здания, похожего на разрезанный на пять долек апельсин. Цвет его тоже вполне футуристический - оранжевый в основании, плавно перетекающий к верхним этажам в серебряный.
Но защитники старой Москвы выступают категорически против его реализации. Их аргументы таковы: во-первых, нынешнее здание ЦДХ можно считать памятником архитектуры 1960-х годов, во-вторых, "Апельсину" вообще не место на Крымской набережной.
Кроме того, судьба застройки такого престижного места по московским законам должна решаться только в ходе конкурса.