11.09.2008 02:40
Общество

У учителя из Костенок начался 60-й учебный год

Учитель из Костенок 60-й год преподает биологию в школе
Текст:  Евгения Лежанина (Воронежская область)
Российская газета - Неделя - Черноземье: №0 (4749)
Читать на сайте RG.RU

Иван Раздымалин - единственный в Черноземье учитель - участник Великой Отечественной.

Ко всему прочему - доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии педагогических наук и любимый учитель почти всех жителей села Костенки.

По фронтовой биографии Ивана Федоровича можно изучать историю войны - жестокие бои за Курскую дугу, ранение, госпиталь, снова бои до границы, затем в Польше и предместьях Берлина, встреча на Эльбе с союзниками... С 70-килограммовым станковым пулеметом сержант Раздымалин прошел пол-Европы.

В 1947 году Иван вернулся домой. Всего-то 24 года, не женат, планов - громадье. Решил пойти по педагогической стезе. Еще во время войны в одном из разбитых домов на Орловщине он нашел школьный учебник немецкого языка и русско-немецкий словарь, изданный в Берлине. В свободное от боев время читал и перечитывал эти книги - в Германии местные жители, решая с командованием полка бытовые проблемы, шли к нему как к переводчику.

Но первый вуз, куда поступил, был Воронежский сельскохозяйственный. Заниматься решил заочно, а работать попросился в родную школу учителем немецкого. Но душе все было мало. Через год сдал документы в педагогический институт на факультет иностранных языков. Стал студентом двух вузов. Первый закончил за три года, а СХИ - за четыре с половиной, получив диплом агронома.

- Мне только в последние годы перестали сниться бои,- признается Иван Федорович. - Никак война не отпускала. На Одере погиб мой друг, второй номер расчета Коля Кацериков из Дорогобужа Смоленской области. Я еще тогда поклялся: вернусь домой, буду работать за себя и за друга.

Иван Федорович удачно увязал две разнополярные науки - почвоведение и немецкий язык. Просто ездить в поле, пахать и сеять или учить детвору чужому языку снова казалось мало. Женился, дети пошли, а чего-то для полноты жизни не хватало. Вот и придумал создать с ребятами бригаду, чтобы научить их любить и понимать землю. Полей в колхозе хоть отбавляй - практика отменная, а теорию познавали в классах и школьной лаборатории. Иван Федорович и тему для исследований придумал: изучить влияние удобрений на растения.

А чтобы самому больше знать, поступил в аспирантуру на кафедру агрономической химии. На кафедре были рады оставить способного аспиранта на дневном отделении, но у него же ученики и школа. Да и привык заниматься заочно и самостоятельно. И все вышло так, как задумал - после уроков выведет учеников в поле и объявляет, что разговаривать будут только по-немецки. Спустя полвека этот метод назовут глубоким погружением в языковую среду.

Костенская ученическая бригада, одна из первых в стране, в свое время была знаменита. О Раздымалине писали центральные газеты, а глава государства Никита Хрущев, выступая в 1964 году на сессии Верховного Совета СССР, упомянул его фамилию в числе пяти учителей-новаторов. Иван Федорович проводил с учениками опыты с удобрениями, выращивал на делянках диковинные урожаи и, главное, собственным примером подводил к мысли, что землю надо любить. Многие ученики Раздымалина стали агрономами, технологами, механизаторами.

Академия педагогических наук в 1963 году приняла Ивана Федоровича в штат. Он шутит, что за 30 лет директорства в школе ни разу не расписывался в зарплатной ведомости - не положено было сочетать две должности. Да и не главное это для него: дело - вот что увлекало по-настоящему. В тот же год он защитил кандидатскую диссертацию, через 24 года - докторскую. Написал учебник по агрохимии, несколько пособий.

В 60-й раз вышел в этом году на свой пост - в школьные классы. А чтобы сподручнее было консультировать учеников непосредственно в поле, специально приобрел мотоцикл. Он и сегодня, в 84 года, продолжает жить за двоих - за себя и погибшего друга.
 

Образ жизни Воронежская область Центральная Россия