Региональные чиновники не оставляют попыток организовать в мурманском порту свободную экономическую зону. В Государственную Думу внесен законопроект, который позволит создать ее на обоих берегах Кольского залива.
Мурманская область уже принимала участие в конкурсе на создание портовых особых экономических зон (ПОЭЗ), который проводило Минэкономразвития. Для участия в нем регион подготовил сразу две заявки. Первая предусматривала создание особой зоны на восточном берегу Кольского залива. В этом варианте в нее должны были войти и существующие портовые мощности, и те, которые планируется построить в рамках создания Мурманского транспортного узла. На территории нынешнего порта в схему включали угольный терминал, мощность которого
после модернизации должна увеличиться до 9,4 миллиона тонн в год, и будущий контейнерный терминал на 1 миллион TEU (эквивалент одного стандартного 20-футового контейнера) в год.
Второй вариант создания экономической зоны предусматривал освоение западного берега. Там предполагается построить крупнейший в России угольный терминал грузооборотом в 18 миллионов тонн в год и нефтеналивной терминал на 25 миллионов тонн в год. Там же должен появиться и новый рыбный терминал. По мнению специалистов, рыбопереработка - бизнес, который получит наибольшие выгоды от создания портовой зоны. Ведь суда прямо с промысла могли бы заходить в ПОЭЗ, не пересекая при этом государственную границу (она пройдет по внешнему периметру зоны), выгружать улов и снова уходить в море.
Правительство области подготовило на всякий случай и третью заявку, включающую в себя проект создания зоны на обоих берегах, но на конкурс ее так и не отправили. Ведь по условиям граница может проходить только по суше. Именно это ограничение, столь существенное для мурманского порта, и должен снять новый законопроект, который будет обсуждать Госдума.
Создание свободной экономической зоны, по мнению экспертов, могло бы серьезно увеличить инвестиционную привлекательностьи нынешнего мурманского порта, и будущего транспортного узла: в ПОЭЗ должны действовать свободный таможенный режим и система налоговых льгот. Правда, эти преференции распространяются не на все предприятия, а лишь на резидентов. Чтобы стать таковым, компания должна инвестировать не менее 100 миллионов евро в строительство объектов инфраструктуры.
Юрий Евдокимов, губернатор Мурманской области:
- Мурманской области не удалось выиграть конкурс, потому что как такового конкурса не состоялось. Мы соревновались сами с собой. По Северу было только две заявки и обе - мурманские. Все признают, что заявки великолепные, но раз конкурс не состоялся, значит, давайте подождем до лучших времен - до октября. Я лично считаю, что конкурс вообще не нужен. Если определено несколько территорий - Дальневосточная, Черноморская, Северо-Западная, Северная, Каспийского моря, то давайте сделаем в каждой по одному порту со свободной экономической зоной