Музей истории политических репрессий "Следственная тюрьма НКВД" должен покинуть помещение, которое занимает уже много лет. Такое решение принял суд Советского района Томска.
Музей обосновался в подвальном помещении дома на проспекте Ленина, 44, еще в 1989 году. Тогда подвалы здания принадлежали муниципалитету, поэтому музей сюда "заселили" городские власти. Но сейчас, согласно Жилищному кодексу, подвальные и чердачные помещения должны принадлежать товариществам собственников жилья, которые могут распоряжаться ими как угодно.
Предприниматель Игорь Скоробогатов живет в доме по проспекту Ленина. В том самом, где находится музей истории политических репрессий. Он, будучи председателем ТСЖ, и подал иск в суд.
- Мэрия считает, что музей - это их собственность, а я думаю, что наша, - говорит Игорь Юрьевич. - Я обратился в суд, чтобы подвал здания признали не муниципальной, а общедолевой собственностью жильцов. Ведь в нем сосредоточены основные коммуникации. Порой, во время ремонта, в подвал по разным причинам невозможно попасть, из-за чего жильцы терпят неудобства.
Директор музея истории политических репрессий Василий Ханевич с Игорем Скоробогатовым знаком давно. Когда-то даже был его преподавателем в институте, а потом предприниматель стал попечителем музея: в трудные времена помогал деньгами, несколько лет назад сделал здесь капитальный ремонт, получив взамен часть площадей.
Предприниматель уверяет: от смены владельца музей не пострадает и останется на прежнем месте. Однако Советский районный суд Томска уже принял решение: музей должен освободить подвальное помещение. Переезд в новое здание для его сотрудников равносилен закрытию. Ведь стены музея - самая важная часть экспозиции, именно в этих подвалах располагалась следственная тюрьма НКВД. Когда-то в ее камерах побывали княгиня Волконская, князья Голицын и Долгоруков, поэт Николай Клюев.
Четырнадцать лет назад музей истории политических репрессий посетил Александр Солженицын. Он провел здесь целый день, заметив, что второго такого не встречал.
Сегодня в музее хранятся сотни фотографий заключенных и их семей, письма, личные вещи. В электронном каталоге - более двухсот тысяч фамилий репрессированных жителей Томской области. Воспользовавшись им, можно узнать, по какой статье был осужден человек, когда это произошло и где хранится дело.
Пока судьба музея остается неясной. Томский областной краеведческий музей, филиалом которого является мемориал "Следственная тюрьма НКВД", обратился за помощью в областной департамент по культуре и к губернатору области. Решение районного суда в ближайшее время будет обжаловано.
Андрей Кузичкин, начальник департамента по культуре Томской области:
- Томский областной суд рассмотрит кассационную жалобу на решение суда Советского района о выселении музея истории политических репрессий с арендуемых площадей. Решение по иску Игоря Скоробогатова будет обжаловано уже в сентябре. Уверен, что с предпринимателем нам удастся найти компромисс и музей останется работать на прежнем месте.