11.09.2008 05:26
Экономика

Колебания сербских политиков разрешились в пользу "Южного потока"

Сербии предстоит "тест на демократию"
Текст:  Владимир Белоусов (Сараево)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4748)
Читать на сайте RG.RU

После более чем полугодовых проволочек депутаты сербского парламента все-таки ратифицировали нефтегазовое соглашение с Россией и Соглашение о стабилизации и ассоциации (ССА) с Евросоюзом. Тем самым власти признали окончательную победу в стране здравого смысла над сомнительной политической выгодой.

Подписанное еще 25 января соглашение по газотранспортной системе "Южный поток" предусматривает строительство 400-километрового сербского участка газопровода для транзита и ежегодных поставок природного газа из России на Балканы и далее в Европу. А также создание на сербской территории крупного газохранилища "Банатски двор".

Таким образом от использования Россией сербской территории как перевалочного пункта для транспортировки топлива казна этой страны регулярно станет получать солидные дивиденды. Кроме того, сотрудничество позволило бы наконец решить и еще одну застарелую проблему: ликвидировать долг "Сербиягаза" перед Россией и списать часть долга нашей страны перед бывшей Югославией, приходящуюся на Сербию.

Однако решение парламента Сербии не означает, что судьба крупнейшего для страны энергетического проекта окончательно решена. Камнем преткновения стал подписанный одновременно протокол о покупке российской "Газпромнефтью" 51 процента акций "Нефтяной индустрии Сербии" (НИС) за 400 миллионов евро и вложениях в модернизацию предприятия в размере не менее 500 миллионов евро. Вице-премьер Младжан Динкич, возглавляющий партию "Группа 17 плюс", и ряд его сторонников в правительстве настаивают на новых переговорах с "Газпромом" и повышении цены сделки минимум в два-три раза. В противном случае реализация пакета нефтегазовых соглашений может быть заморожена.

К сожалению, причина метаний сербской политической элиты лежит на поверхности. Не секрет: ряд местных политиков всерьез опасаются, что экономической сделкой с Россией Белград навлечет недовольство Евросоюза. И стремление сохранить баланс между Москвой и Брюсселем здесь очевидно. Ратифицируя нефтегазовый договор, Сербия одновременно дала старт сближению с ЕС, которое провозглашено "важнейшей внешнеполитической задачей нынешнего правительства страны".

Последние сомнения сербских евроскептиков развеял председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, который в начале сентября впервые публично назвал возможный конкретный срок предоставления Сербии статуса страны-кандидата на вступление в ЕС - 2009 год.

Между тем

На днях бывший спецпредставитель президента США на Балканах Ричард Холбрук, находясь в Приштине, выступил с весьма интересным заявлением, которое власти в Белграде предпочли не заметить. Американец предложил в качестве "теста на демократию" поставить перед Сербией ультимативное условие: признание независимости Косово в обмен на решение о принятии страны в Евросоюз.

Нефть и газ Сербия