Не уважать покупателя для британского торговца смерти подобно. Клиент исповедует в отношении магазинов беспроигрышную философию: вас (продавцов) много, а я один. Недостаточно учтиво обслужили в данном заведении, развернется в сторону конкурента-соседа, и поминай как клиента звали.
Даже самым "породистым" торговым заведениям Британии пришлось в свое время извлечь горькие уроки из своих тщетных попыток пыжиться и чваниться. Так, к примеру, в конце 90-х наделала шуму история о том, как американская туристка подала в суд на самый престижный универмаг Англии "Хэрродс" и как с треском этот иск универмаг проиграл. А заключалась скандальная история вот в чем. Прославленное заведение Мохаммеда аль-Файеда, на ту пору служившего поставщиком королевского двора, и бывшее любимым местом шопинга мегазвезд шоу-бизнеса и толстосумов всех континентов, учредило правило: дурно одетую публику в магазин не пускать. К дурно одетым причислили народ в кроссовках, майках, спортивных куртках, а также в шортах, шлепанцах и с рюкзаком за плечами. Менеджмент "Хэрродса" посчитал, что в богатый интерьер заведения, торгующего роскошью, расхристанный клиент не вписывается, хуже того - отпугивает клиента шикарного.
Поставленным на страже швейцарам "Хэрродса" велено было вежливо, но неуклонно производить отсев клиентов. Однако недолго музыка играла. В один злосчастный для "Хэрродса" день к нему на распродажу пожаловала веселая бальзаковского возраста американка в шортах, майке и сандалиях. И когда даму из Нового Света не впустили в магазин, оскорбленная покупательница подняла страшный шум. Инцидент попал в британские газеты и... в суд. Выяснилось, что "Хэрродс" спугнул клиентку весьма состоятельную, а ее неподобающий прикид на самом деле состоял из дорогостоящих атрибутов ведущих мировых домов моды. Магазин долго извинялся, что-то там американке компенсировал, а швейцары его стали с тех пор с поклоном отворять дверь даже самым отъявленным хиппи.
Не однажды попадала впросак на подобном же чванстве и еще одна знаменитость лондонского розничного бизнеса - бутик "Вояж". Его открывающиеся лишь на звонок двери не раз оставались запертыми перед скромно одетыми посетителями, которые, как позже выяснялось, оказывались персонами высшей категории, включая самых родовитых аристократов. Имидж "Вояжа" от таких афронтов изрядно пострадал. А в магазинах Британии твердо заучили урок: под скромным платочком посетительницы может укрываться голова некой коронованной особы какого-нибудь европейского или ближневосточного двора.
В целом же как коронованным, так и простым смертным грех было бы жаловаться на здешние магазины. Правами и свободами британский покупатель явно не обделен. Никто и никогда не потребует у тебя сдавать сумку в камеру хранения. Таковых просто не существует в здешней природе. Можно зайти в магазин с полными сумками всякого товара, и никто никогда не поинтересуется, что у вас, ребята, в рюкзаках. Невозможно представить, чтобы покупателю не дозволили протянуть руку к любому находящемуся в торговом зале товару или помешали распорядиться оным. Вещи, на ярлыках которых значатся цифры с тремя нулями (в фунтах стерлингов), охапками утаскиваются "без спроса" в примерочные, где часами примеряются за плотно закрытыми для продавца дверями. Иными словами, в любом здешнем магазине чувствуешь себя как дома.
Точно так же, без проблем, складываются и взаимоотношения покупателя с приобретенным им товаром. Достаточно покрутиться у домашнего зеркала и обнаружить, что цвет купленной кофточки не ладит с оттенком помады, - и покупка снова вернется в магазин. Особых резонов для возврата не требуется. Самое типичное основание - "я передумала". И уж совсем сверхубедительно звучит - "не подошел размер" или "это не вписывается в мой остальной гардероб". Возвращать можно даже продукты, в том числе и те, которые вы, так сказать, уже "надкусили". В крупных супермаркетах достаточным основанием для возврата денег является именно то, что покупателю продукт не пришелся по вкусу. Так, однажды, возмутившись пересоленностью купленной ветчины, я завезла ее обратно в магазин и заполучила как деньги, так и извинения за доставленные мне неудобства.
В стремлении всемерно расширить права и свободы потребителя Британия зашла так далеко, что в 1999 году учредила закон о праве возврата товара в магазин "третьей стороной". Этот закон гарантирует право вернуть в магазин то, что вы получили от кого-то... в подарок! Щедрый закон избавляет дарителя от неловкой ситуации, при которой его подарок, не подошедший по размеру или не пришедшийся по вкусу, не окажется огорчительным для того, кто его получил. Единственное, что рекомендуется делать, обеспечивая права возврата для "третьей стороны", это попросить продавца в момент покупки обозначить на чеке, что товар покупается в качестве подарка. И только. Называть имен получателей даров при этом не требуется.
Разумеется, у всех магазинов есть некие отличия в условиях возврата товара. Кто-то примет назад не понравившуюся вещь в течение 28 дней с момента покупки, кто-то - лишь в течение двух недель. Есть магазины, чьи правила оговаривают, что во время распродаж деньги за проданный со скидкой товар не возвращаются и его можно лишь заменить на что-то другое. К таким немногим магазинам относится, в частности, уже упомянутый выше "Хэрродс". Ряд магазинов не принимает назад нижнее белье и косметику, если только в них не обнаружился изначальный дефект.
Ну а если продавец попался несознательный? Найти на него управу не составит труда. Достаточно обратиться с жалобой в районное, ближайшее к вашему месту жительства, отделение департамента по торговым стандартам. Этот департамент расследует инцидент и покарает виновного за нарушение законов честной торговли, вплоть до лишения его лицензии. Верховным органом по защите прав потребителя и честных правил "игры" на рынке является в Британии управление добросовестной конкуренции.
Впрочем, зачем так далеко ходить? В любом мало-мальски солидном магазине есть специальный отдел "обслуживания покупателя", в котором к вашим услугам в любую минуту находится служащий, готовый ответить на любые вопросы. Как правило, все претензии благополучно решаются прямо здесь, на месте. Решаются, разумеется, в вашу пользу.