Общение премьер-министра Владимира Путина с участниками дискуссионного клуба "Валдай", видимо, надолго останется в памяти иностранных политологов и журналистов.
Глава российского правительства с видимым удовольствием приветствовал российских и иностранных политэкспертов и представителей СМИ, отметив, что рад общаться в "живом диалоге". Правда, последние не ответили ему взаимностью и почти сразу перешли в массированное наступление.
- Почему ваши войска не остановились на защите Южной Осетии и бомбили грузинские города? Почему ваши войска вели себя так агрессивно и неадекватно? - последовательно задавал один за другим вопросы старейший участник "Валдая" Джонатан Стил, ведущий корреспондент международного отдела "Гардиан". Доброжелательность премьера испарялась на глазах, с каждым словом, произносимым американцем. То, что произошло потом, сильно напомнило молниеносную операцию по принуждению к миру.
- Меня ваш вопрос не удивляет. Меня удивляет другое - насколько мощной является пропагандистская машина так называемого Запада. Просто потрясающе! Ни в какие ворота не лезет, но тем не менее пролезает!!! - удивлялся Путин. Стил уткнулся в блокнот, понимая, что наслал сам на себя стихийное бедствие. - Большинство людей внушаемы, они не следят за событиями, ими легко манипулировать. - Путин явно знал, о чем говорит. В который раз премьер объяснял, что ответ России на агрессию Грузии против Южной Осетии был адекватным, поскольку против мирного населения грузинские войска применяли пехоту, танки, наносили бомбовые удары.
- Вы, что, хотите, чтобы мы там размахивали перочинным ножичком? Что такое адекватное применение силы, когда против нас используются танки и тяжелая артиллерия? Мы должны были из рогатки стрелять? - вопрошал Путин. - Конечно, мы вынуждены были отвечать, а как же иначе? Или что - нам и в этом случае нужно было утереть кровавые сопли, как в таких случаях говорят, и склонить головы?
Председатель правительства хорошо запомнил первые дни войны, хотя и находился в это время в Китае на открытии Олимпиады. По его словам, он просматривал мировые электронные СМИ и с удивлением обнаружил тишину. Она-то и поразила российского премьера до глубины души.
- Как будто ничего не происходит! Как будто все по команде замолчали! Поздравляю того, кто это спланировал! Всё получилось! Это аморально и нечестно! - резюмировал премьер. - Неужели мировое сообщество хочет, чтобы на Северном Кавказе произошла разбалансировка сил?
Судя по словам Владимира Путина, Запад именно этого и желает. Российские власти зафиксировали создание неправительственных организаций в некоторых республиках Северного Кавказа, которые, в частности, "работали" над объединением двух Осетий.
- Наглости нет предела! Значит, мы защитили Южную Осетию - плохо, не защитили бы, мы бы получили второй удар. Уже по Северному Кавказу России, - убеждал премьер.
Как известно, российские войска вышли за рубежи республики и вели боевые действия на грузинской территории, что также вызвало вопросы у некоторых экспертов. В 1945 году советские войска, а также американцы, англичане и французы вошли в Берлин, не остановившись на освобождении своих территорий. Тогда хотели наказать агрессора, то же произошло и месяц назад, подчеркнул премьер. Намного раньше, в 1774 году Осетия вошла в состав Российской империи и через век была передана Тифлисской губернии.
- Сегодня они не хотят жить в Тифлисской губернии. Россия признала право Грузии на независимость. Почему Грузия не хочет признавать права более маленького народа? - поинтересовался Путин у собравшихся.
Двойные стандарты - Путин даже не произнес по обыкновению эту идиому, и так все было ясно. Он вновь призвал выработать единые правила поведения на международной арене.
- Нельзя в случае с Косово ставить во главу угла право на самоопределение, а с Грузией - отстаивать принцип территориальной целостности, - считает российский премьер. - Нужно найти общие правила.
Не желая никого обидеть и, кажется, правда, никого не обижая, Владимир Путин заявил, что сегодня у Западной Европы нет своей внешнеполитической линии, и "Россия в такой системе отношений функционировать не может и не будет".
- Ни одна страна, даже самая масштабная, не в состоянии все проблемы в мире решать самостоятельно, не привлекая дееспособных партнеров. Нельзя вести себя как римский император. Надо учитывать интересы своих партнеров и уважать их. Мы предлагаем такую работу и к такой работе готовы, - снова и снова убеждал иностранных политологов и журналистов Путин.
На вопрос декана факультета международных отношений Кентского университета Ричарда Саквы, почему Россия не смогла создать устойчивые отношения с Западом, Владимир Путин парировал: а почему Запад не попытался "подружиться" с Россией? Сегодня, убежден премьер-министр, у России и Запада нет идеологических противоречий и базы для "холодной войны". Все совсем наоборот, обе цивилизации тяготят одинаковые тревоги: противодействие терроризму, нераспространение ядерного оружия, борьба с инфекционными заболеваниями. Концепция многополярного мира, которую российское руководство активно продвигает в международное пространство, ясно дает понять, что у России нет имперских амбиций и она не собирается оккупировать бывшие советские республики. Все же разговоры по поводу распространения абхазско-югоосетинского сценария на Крым носят провокационный характер.
- Мы с Украиной давно договорились о границах при распаде СССР и признали ее границы. В целом же Россия была инициатором прекращения жизнедеятельности СССР. Если бы не позиция России, СССР до сих пор бы существовал. Мы приняли это решение давно, и у нас нет никакого желания и никаких оснований покушаться на суверенитет бывших республик СССР, - рассказывал валдайскому клубу Владимир Путин. - Как бы ни пугали событиями на Кавказе, все же прекрасно понимают, что никакой трансляции на Европу это иметь не будет.
Более того, Россия продолжит обеспечивать энергобезопасность тех стран, куда поставляются ее энергоносители. По мнению премьера, в глобальном мире лучше помогать и не ставить подножки. Относительно возведения газопровода "Северный поток", глава Белого дома высказался резче: "Дайте достроить трубу! Прекратите базар!".
"Путин был великолепен и очень элегантно отвечал на вопросы", - рассказал "РГ" глава Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов по окончании встречи. У России полновесная позиция, довольно жесткая и ответственная, считает руководитель программ по России и Евразии Королевского института международных отношений Джеймс Шерр. "Ваш премьер прояснил Западу суть югоосетинского конфликта", - так сформулировал итоги разговора главный научный сотрудник агентства Синьхуа Фэн Шаолей, добавив, что до этой встречи иностранные эксперты недостаточно хорошо представляли себе истинное положение дел в регионе.