Летчики российской Дальней авиации снова крепко озадачили натовских генералов. Совершив 13-часовой полет над водами Северного Ледовитого океана и Атлантики, в среду вечером пара стратегических бомбардировщиков Ту-160 приземлилась на аэродроме Либертадор в Венесуэле.
Многотонные красавцы с гордыми названиями "Александр Молодчий" и "Василий Сенько" на борту (в российских ВВС все эти"стратеги" носят имена прославленных пилотов или конструкторов самолетов) сейчас осваивают латиноамериканское небо. Их командировка в Венесуэлу продлится до конца недели. А на земле командиров воздушных кораблей генерал-майора Александра Афиногентова, подполковника Андрея Сенчурова и их экипажи принимают как национальных героев.
Понятно, что российские авиаторы прилетели в Венесуэлу не на карнавал, а все же ощущают себя почетными гостями президента республики Уго Чавеса. Как только наши "туполевы" приземлились на местном аэродроме, Чавес выступил по национальному телевидению. Президент пообещал, что освоит Ту-160, который за красивые формы в России ласково называют "белым лебедем", и обязательно пролетит над Кубой - так низко, чтобы это увидел его большой друг Фидель Кастро. Бравадой здесь не пахнет: Чавес на самом деле заранее готовился к такому старту и даже, по его словам, "тренировался на учебном стенде".
Если отбросить традиционную для Латинской Америки способность любое событие превратить в красочное шоу, перелет наших стратегических бомбардировщиков в Венесуэлу - случай действительно нерядовой. Самолеты, предназначенные для ядерных бомбардировок, вообще редко присаживаются на чужие аэродромы. А в далекой от нас Латинской Америке бывали разве что асы-пилотажники из подмосковной Кубинки. Еще никогда стратегическая авиация России не демонстрировала свой флаг так далеко от родных мест.
Воздушное патрулирование "дальников", как правило, ограничивалось Северной Атлантикой и заканчивалось посадкой на одном из арктических аэродромов России.
На таком аэродроме и начинался сенсационный вояж пары Ту-160 в Венесуэлу. Хотя правильнее сказать, что стартовали летчики с авиабазы Энгельс под Саратовом, где дислоцируется гвардейская Донбасская Краснознаменная тяжелая бомбардировочная дивизия. Перелет на аэродром Оленегорск в Мурманской области был лишь предварительным этапом в их задании. А главные испытания экипажи ждали в небе у берегов Скандинавии и Исландии, когда наперехват нашей пары попеременно поднимались то норвежские, то американские боевые истребители.
Строго говоря, к такому эскорту российские пилоты давно привыкли. Воздушное патрулирование ракетоносцы Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 сейчас проводят над акваторией Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также над Черным морем. Это давно обжитые российскими "дальниками" регионы. Но интенсивность полетов "за угол" в разные годы была разной. В 80-х туда летали практически через день. Потом на целых полтора десятилетия экипажи ограничили в зонах патрулирования. Новый старт российскому авиационно-ядерному ренессансу дал Владимир Путин - с его благословения 17 августа прошлого года наши "туполевы" и "ильюшины" одновременно появились в четырех регионах мира. С тех пор российские ВВС вылеты туда не прекращают.
Как заметил в разговоре с корреспондентом "РГ" командующий Дальней авиацией генерал Павел Андросов, "прежним остался не только океан, но и самые чувствительные точки, центры сосредоточения войск и сил". Поэтому мы вынуждены демонстрировать российский флаг у берегов Великобритании, Норвегии, Гренландии, Канады и США. Без внимания также не остаются южные границы России.
Хотя на воздушное патрулирование пилоты летают без ядерного оружия на борту, с цветами их прежде нигде не ждали. Где бы мы ни появились, бомбардировщики тут же окружали иностранные перехватчики.
В штабе Дальней авиации подсчитали, что только в этом году на условный перехват российских "стратегов" поднимали более сотни истребителей всех типов и марок - от американских F-15, F-16, F-18 и F-22 до английских "Торнадо" и французских "Миражей". Кто-то ограничивался коротким - в несколько минут - визуальным осмотром машины. Другие подлетали к нашим самолетам на расстояние в 3-4 метра и фотографировали их во всех ракурсах.
К счастью, дальше молчаливой разведки дело не пошло и во время перелета Ту-160 в Венесуэлу.
15 сентября стратегические бомбардировщики вернутся в Россию. А уже в ноябре у берегов Венесуэлы пройдут крупные военно-морские маневры наших стран. Известно, что от российской стороны в них примут участие экипажи тяжелого атомного ракетного крейсера Северного флота "Петр Великий", большого противолодочного корабля "Адмирал Чабаненко", корабли сопровождения и палубная авиация.