Как сообщил корреспондентам "РГ" заместитель по кадровым вопросам генерального директора предприятия Дмитрий Пунанов, летчики и бортпроводники, выполнявшие рейс, были опытными профессионалами, не раз подтверждали свою квалификацию.
Командир экипажа Родион Медведев, 1973 года рождения, начал летную биографию в 1994 году. Он имел квалификацию пилота гражданской авиации, работал в компании с 2002-го. В Архангельске у него остались жена Татьяна, бывшая бортпроводница, и грудной ребенок. По словам пресс-секретаря авиакомпании Игоря Гуревича, общий налет Родиона Медведева составлял 3689 часов.
Второй пилот - Рустам Аллабердин из Уфы, начинал свою профессиональную деятельность в 1991 году. Летал пилотом сначала на самолетах Ту-134, в марте 2006 года перешел в компанию "Аэрофлот-Норд" и пересел на "Боинги". Получил специальность инженера по авиа- и приборостроению в Академии гражданской авиации. В Уфе у него остались жена и двое детей. Имел налет 8799 часов.
Чтобы пилотировать "Боинг", Медведев и Аллабердин прошли специальный курс переподготовки.
Четыре бортпроводницы, выполнявшие этот рейс, - уроженки Архангельской области и Карелии. Самой молодой, старшему бортпроводнику Анне Широковой из Вельского района Архангельской области, в этом году исполнилось 22 года. Три из них она отдала полетам. Бортпроводник Анна Яковлева закончила в прошлом году профессиональные курсы.
В Архангельске создан центр помощи родственникам погибшего экипажа, с которыми будет работать психолог. В городе открыта "горячая линия", ее телефон: (8182) 41 22 51.
Валентин Дугин, ветеран авиации, Заслуженный штурман:
- Очень похоже, что в воздухе произошла остановка с пожаром одного из двигателей. Простая остановка на самолетах с двумя силовыми установками к катастрофическим последствиям, как правило, не ведет. Тем более что лампочка, сигнализирующая о пожаре в движке, иногда выдает ложный сигнал. Но если остановка сопровождается еще и возгоранием - тогда жди беды.
В таком случае экипаж обычно пытается произвести посадку с хода. То есть заходит на аэродром не по системе, а кратчайшим путем. "Боинг" в Пермь летел с запада на восток, поэтому взлетно-посадочная полоса находилась практически по курсу его движения. Летчикам надо было лишь выполнить довороты.
Взрыв в воздухе, о котором говорят очевидцы трагедии, конечно, не исключен. Если неисправность двигателя случилась вследствие обрыва лопатки вала (на американских движках такое тоже случается нередко), возможны два варианта. Первый - лопатка отлетает во внешнюю сторону, пробивает обшивку двигателя и со скоростью пули удаляется от самолета. Это, можно сказать, самый благоприятный вариант. Но если осколок металла отскакивает внутрь, повреждает топливопроводы, электросистему или управление самолетом - итог, как правило, трагичен. В Перми лайнер упал не колом. Полоса огня на земле была длинной, поэтому напрашивается вывод: экипаж скорее всего не потерял управление и до последнего пытался выровнять машину.
За последние 12 месяцев аварии и катастрофы произошли с семью самолетами такого типа. Трагедия в Перми - восьмая. Здесь есть существенный нюанс. При продаже таких самолетов в третьи страны заранее оговаривается, что члены экипажа в воздухе должны общаться друг с другом только по-английски. Даже на внутренних рейсах. Дело в том, что руководство по летной эксплуатации или, как его еще называют, инструкцию экипажу запрещено переводить на другие языки. Отсюда - столь категоричное требование к пилотам.
Очевидцы трагедии говорят, что перед падением самолет делал попытку резко подняться вверх. Но в это не очень верится. При пожаре на самолете летчик всегда старается оказаться ближе к месту посадки. Забираться на высоту, когда в любой момент может отказать управление, нет никакого резона. Катастрофа случилась ночью, и очевидцев могло подвести зрение. Наконец, за набор высоты они могли принять подбрасывание лайнера в момент взрыва топливного бака.