Дневной аншлаг, случившийся в субботу в Большом зале консерватории, был адресован молодым музыкантам из десяти стран, выступившим в составе Молодежного симфонического оркестра стран СНГ. Дебютировал новый оркестр под руководством маэстро Юрия Симонова, воодушевив зал исполнением симфонических и оперных увертюр Бетховена, Вагнера, Верди, Россини и Второго концерта Рахманинова для фортепиано с оркестром (солист Вячеслав Грязнов).
Идея объединенных оркестров, собирающих у пультов молодых музыкантов из разных стран, давно и успешно реализуется в мире. Такого рода оркестры гастролируют по разным странам мира, выступая и в горячих точках - Сараево, Бейруте, Израиле, и определяя свои задачи шире "чистой эстетики" - как концепт современного "глобал-арта", вторгающегося и в сферу политики. Три года назад в Москве подобную "над-эстетическую" акцию устраивал Валерий Гергиев, выступив 9 мая, в год 60-летия Победы, на сцене Большого зала консерватории с Объединенным молодежным оркестром стран - участников Второй мировой войны.
Идея же Московской филармонии и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ (МФГС) собрать международный Молодежный симфонический оркестр СНГ изначально имела задачу объединения молодых музыкантов Стран Содружества для общения, профессионального роста и воссоздания общей культурной среды, которая связывала когда-то республики Союза. Как заметил один из ведущих организаторов проекта, глава Художественного совета Московской филармонии Алексей Шалашов, "самые прочные связи те, что люди приобретают в молодости. Этот проект имеет, по своей сути, цель формирования культурной общности будущего".
Но пока шла подготовка проекта, история "подкорректировала" его смыслы: кавказская трагедия, разрыв Грузии с Содружеством, не приехавшие, естественно, в оркестр трое грузинских музыкантов, общее ощущение тревоги...
На этом фоне 98 молодых музыкантов из десяти стран СНГ - с юными вдохновленными лицами и счастливыми улыбками, появившиеся на сцене Большого зала консерватории и показавшие впечатляющий для столь короткого репетиционного времени (всего десять дней работы в Москве с дирижером Юрием Симоновым) музыкальный результат, предстали как "психотерапевты", как сообщество, транслирующее идею мира и красоты, гармонического воздействия искусства и пронзительное чувство человеческого единения. Не случайно же во времена античности театральная "орхестра" объединяла на почве искусства все население Греции. С подобным градусом воодушевления зал и воспринимал каждый номер программы концерта.
Программу выступления выстроили с тонким расчетом: для публики - популярная классика, неизменно вызывающая бурный отклик, для музыкантов - разностильный репертуар - от Россини до Вагнера и Рахманинова, позволяющий максимально раскрыть возможности молодых исполнителей и одновременно не утопить их в крупной симфонической форме. Второй концерт Рахманинова, где солировал Вячеслав Грязнов, дирижер Юрий Симонов провел на объемных контрастах глубокой проникновенной печали и тревожной моторики, захватывающей оркестр и солиста. В рахманиновскую романтическую фактуру вторгалось напряжение трагедии, скорбь, печаль, которые маэстро через подробности сложной фактуры выводил к эпизодам ликующего звучания всего оркестра.
В вагнеровской Увертюре к "Нюренбергским мейстерзингерам" оркестр продемонстрировал монолитность и звуковой масштаб, а в следующей за ней Увертюре к "Севильскому цирюльнику" Россини - бравурное изящество и грацию инструментальных ансамблей.
Увертюру к вердиевской "Силе судьбы" Симонов трактовал как полновесную драматургию, предвещавшую трагические события оперного сюжета. И здесь оркестр работал на ярких контрастах: тревожные накаты тутти и запомнившееся прозрачное соло виолончели.
На финал и "бис" сыграли Иоганна Штрауса - неизменного творца зрительского восторга, обеспечивающего "вальсами и польками" праздник и "брызги шампанского" на сцене, в зале и за кулисами. Молодых дебютантов, правда, переживших триумфальный прием зала, одарили не шампанским, а букетиками цветов и поцелуями самого маэстро, не удержавшегося, чтобы не расцеловать юные прекрасные девичьи лица.
Теперь получивший "крещение" на знаменитой сцене в Москве Молодежный оркестр стран СНГ отправится с Юрием Симоновым и пианистом Денисом Мацуевым в первое концертное турне по столицам стран Содружества. 17 сентября им предстоит выступление в Баку в зале Азербайджанской государственной филармонии имени Муслима Магомаева, 18 сентября оркестр выступит в Душанбе перед участниками III Форума творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ, 20 сентября - в Бишкеке и 24 сентября - в Алма-Ате.
После концерта, когда все участники фотографировались на фоне памятника Чайковскому, мы задали вопросы одному из участников оркестра Таиру Турганову из Астаны.
Российская газета: Понравился ли вам прием? Как вас вообще встретила Москва?
Таир Турганов: Нас очень хорошо встретили - и потрясающая гостиница, и вся организация превосходная. А о зале Консерватории и говорить нечего - о таких залах можно только мечтать. Вряд ли я смогу когда-нибудь пережить еще раз то чувство восторга, с которым мы играли в этом потрясающем зале.
РГ: Как проходила работа с дирижером?
Турганов: Симонов - великолепный дирижер и артистическая личность. Он сумел из незнакомых музыкантов создать единый организм. Мы много работали, но с ним было так увлекательно, что время летело незаметно.
РГ: Вы довольны уровнем исполнения?
Турганов: Очень. Но я уверен, что в следующих выступлениях мы сможем сыграть еще лучше.