Александр Рар, эксперт Германского совета по внешней политике
Главный итог очередной встречи участников международного дискуссионного клуба "Валдай", в которой принял участие президент Дмитрий Медведев, заключается в следующем: России удалось донести до Запада тот факт, что не она начала конфликт на Кавказе, а ей его навязали. И ответственность за войну в Южной Осетии несет в том числе и Америка.
Кроме того, это не локальный конфликт, а геополитический или даже мировоззренческий, который назревал в течение многих лет. Об этом президент Дмитрий Медведев говорил достаточно много.
Значение Валдайского клуба не в том, чтобы кого-то в чем-то убедить. Важно, что появился стратегический разговор. Всем участникам форума было очевидно, что у Медведева есть четкая позиция по всем важнейшим вопросам. Большой интерес для нас представляли его слова об ориентации России на Евразию - там есть огромные возможности, которые страна за время своей истории не реализовала. Нужно вкладывать деньги в энергетический альянс Азии для того, чтобы поднять инфраструктуру Дальнего Востока и Сибири. Россия будет это делать через такие организации, как ШОС, и через интеграцию с азиатскими экономиками. В то же время Медведев подтвердил, что такие шаги не направлены против Европы.
Он также сказал, что в России необходимо создать свой финансовый центр. Пока в Москве ориентировались только на мировые биржи, но в ближайшее время внутри страны появятся собственные влиятельные финансовые системы. Проблема ПРО обсуждалась в традиционном ракурсе. Медведев говорил о том, что Россия понимает: элементы противоракетной обороны в Восточной Европе нацелены против нее.
В связи с недавними событиями в Южной Осетии перед Медведевым сейчас стоят очень сложные задачи. Он сам признался, что последние месяцы намеревался посвятить экономике, воспитанию гражданского общества в России, укреплению демократических институтов и проведению налоговой реформы. Однако война на Кавказе спутала все карты. Этим заявлением Медведев подтвердил, что он человек либерального настроя. Он явно хотел, чтобы все понимали: его решение о начале операции по принуждению Грузии к миру было вынужденным и принималось по моральным соображениям - с целью защиты российских граждан от грузинской агрессии. Российский президент очень нелестно охарактеризовал Михаила Саакашвили, еще раз подтвердив, что диалог Москвы с этим руководителем невозможен. Иными словами, конфликт между Россией и Грузией стал глубоко личным, что также усугубляет ситуацию. Кроме того, конфликт с США тоже пока еще не исчерпан. Хотя Медведев в ходе встречи говорил о том, что Россия нужна Америке и Америка нужна России для решения более глобальных задач на этой планете.
Медведев показался нам очень искренним, очень открытым. Знакомство с ним крайне важно для клуба. Он даже предложил свою поддержку будущим мероприятиям нашего клуба и пригласил нас на Дальний Восток. Российский президент считает, что следующую встречу "Валдая" надо проводить на востоке страны. Я думаю, разговор был очень правильным. Где еще западные эксперты получат сегодня такую информацию? Зарубежные стратегические центры по изучению России закрываются, денег им не выделяют, интерес Европы к России, который существовал в 90-е годы, в значительной степени упал. Но, мне кажется, он снова будет появляться: ведь такие встречи приводят к тому, что мы начинаем лучше понимать друг друга.