16.09.2008 07:00
Экономика

С 1 сентября работодатели обязаны использовать новый порядок аттестации рабочих мест

Работодатели с 1 сентября 2008 года обязаны использовать новый порядок аттестации рабочих мест по условиям труда
Текст:  Елена Веденина (эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению)
Российская Бизнес-газета - : №0 (671)
Читать на сайте RG.RU

Аттестация рабочих мест - это долгосрочное и затратное мероприятие, особенно при наличии многочисленного персонала. Она может повлечь серьезные финансовые последствия и иногда ставит работодателя перед выбором - откупиться от работников доплатами "за вредность" или улучшить условия труда, тем самым лишив работников оснований получать повышенную зар плату. Поскольку мероприятия по улучшению условий труда включаются в коллективный договор, то сами работники тоже вынуждены выбирать между своим здоровьем и деньгами, хотя хочется и того и другого.

При аттестации рабочих мест по условиям труда производятся оценка вредных и опасных факторов на производстве и определение мер по их максимальному устранению. В статье 212 Трудового кодекса РФ сказано, что работодатель обязан за свой счет обеспечить аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Получается, что по ТК РФ оба мероприятия обязательны.

Однако по Закону "О техническом регулировании" обязательной сертификации подлежит только продукция, но не работы и услуги. Поэтому некоторые специалисты считают, что в отличие от обязательной аттестации рабочих мест сертификация организации работ по охране труда - дело добровольное.

Раньше работодатели должны были руководствоваться Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест, утвержденным постановлением Мин труда России от 14.03.1997 N 12. В этом документе дотошно перечислялись ГОСТы, СанПиНы и прочие нормативы, на соответствие которым производится проверка рабочих мест.

Новый порядок аттестации рабочих мест, действующий с 1 сентября 2008 года, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 (далее - Порядок). Он скупее на ссылки, очевидно, в расчете на серьезную самоподготовку работодателя либо на то, что он привлечет грамотных специалистов по охране труда. Ведь теперь предписано представлять в госинспекцию труда в субъекте РФ отчеты об аттестации рабочих мест.

Новым Порядком должны руководствоваться не только металлургические и химические производства, но и банки, и "офисные малыши", и ПБОЮлы. К примеру, работа с персональными ЭВМ более 50 процентов рабочего времени предполагает проведение обязательных медосмотров (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Да и приведенный в СанПиН 2.2.2.1332-03 перечень вредных факторов в рабочей зоне обычного ксерокса - явно не для слабонервных.

Аттестации подлежат все рабочие места, каждое из них - не реже одного раза в 5 лет. Новое рабочее место нужно аттестовать после ввода его в эксплуатацию. При замене оборудования, техпроцесса, средств коллективной защиты и т.п. производится переаттестация. Хранить документы по аттестации рекомендовано в течение 45 лет.

Новый Порядок установил правила аттестации нестационарных рабочих мест (сантехников, электриков, строительных рабочих и др.). Разрешено не мучить аттестующих проверкой вредных факторов на "рабочих местах" пожарных, спасателей и т.п.

В Порядке прописана процедура проведения гигиенической оценки условий труда (инструментальных измерений вредных факторов), оценки травмобезопасности (проверки оборудования, зданий, помещений, оснастки и т.п.) и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Процедура завершается оценкой фактического состояния условий труда на рабочих местах - присвоением класса условий труда. Если присвоен класс 4 (опасный), то от работодателя требуется срочная разработка мер по совершенствованию охраны труда на этом рабочем месте.

Следует иметь в виду, что проведение аттестации не менее 30 процентов рабочих мест позволяет работодателю рассчитывать на скидку к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Максимальный размер скидки - 40 процентов страхового тарифа (см. постановления правительства РФ от 06.09.2001 N 652 и ФСС РФ от 05.02.2002 N 11).

В Порядке рекомендовано включать в аттестационную комиссию представителей сторонних аттестующих организаций на паритетной основе. Порядком предусмотрено, что замеры можно производить на 20 процентов (но не менее 2) рабочих мест, а потом распространить их результаты на аналогичные рабочие места.

При проведении аттестации имеет смысл сотрудничать именно с фирмами (лабораториями), получившими аккредитацию в системе сертификации охраны труда. Во-первых, в этом случае будет легче (без платных перепроверок) пройти последующую сертификацию.

А во-вторых, копия договора с аккредитованной организацией прилагается к заявлению работодателя на получение финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников. Правила такого финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 гг. утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.01.2008 N 43н. Заявление о финансировании нужно подать в орган ФСС РФ по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года. Отчетность по расходованию таких средств -ежеквартальная. Общая максимальная сумма финансирования (экономии) - 20 процентов от суммы страховых взносов на "несчастное" страхование, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных за счет этих взносов в том же году.

Плательщики налога на прибыль могут учитывать расходы на аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). "Упрощенцы" для учета таких расходов могут с некоторой натяжкой использовать пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ из ограниченного перечня "упрощенных" расходов. В этом подпункте упомянуты расходы на подтверждение соответствия объектов требованиям технических регламентов, стандартов. Кроме того, "упрощенцы" вправе учитывать материальные расходы по правилам главы 25 НК РФ (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). А в главе 25 НК РФ перечень материальных расходов плательщиков налога на прибыль открытый. К тому же в пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ упомянуты материальные расходы на приобретение услуг производственного характера, к которым относятся в том числе контроль за соблюдением установленных технологических процессов и другие подобные работы.

С результатами аттестации связаны "вредные" компенсации, дополнительные оплачиваемые отпуска, сокращенный рабочий день, бесплатное молоко (или его денежная "замена") и лечебно-профилактическое питание, медосмотры "за счет фирмы" и т.д. Помимо того, что расходы по охране труда признаются для налога на прибыль, по указанным выплатам работникам еще предоставляются льготы по ЕСН и НДФЛ.

Налоговики вправе перепроверить для целей налогового контроля результаты аттеста-ции рабочих мест с привлечением госэкспертизы (письмо Минфина РФ от 04.07.2007N 03-04-06-01/211).

А трудовые инспекторы иногда привлекают работодателей по ст. 5.27 КоАП РФ за невыполнение требований ст.212 ТК РФ об обязательной аттестации рабочих мест. Штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ составляют: для должностных лиц и ПБОЮЛов - до 5 тысяч рублей; для юридических лиц - до 50 тысяч рублей.

Охрана труда