На фестивале кино стран СНГ и Балтии "Киношок" состоялся день Украины. В этом году здесь представлена специальная программа "В фокусе - Украина", которая включает в себя семь картин, участвующих в разных конкурсных программах.
На данный момент, помимо хорошо известной российскому зрителю любовной драмы "Сафо" Роберта Кромби (спецпрограмма "Хиты нового времени"), можно было увидеть картину, звучащую в российском переводе как "Фрейлины", режиссера Игоря Подольчака. Оригинальное название фильма Las Meninas. Мировая премьера Las Meninas прошла в этом году на фестивале в Роттердаме, который считается одним из лучших фестивалей арт-хаусного и авангардного кино.
Las Meninas - первый полнометражный фильм Игоря Подольчака, в котором он выступил автором сценария, режиссером и продюсером. Игорь Подольчак - художник, лауреат многих международных выставок. Его произведения представлены в коллекциях более чем двадцати музеев мира.
Главный герой "Фрейлин" - мужчина средних лет - в кадре появляется редко, хотя при этом умудряется терроризировать все свое окружение, манипулировать родителями и сестрой. Все существование, которое ведет семья в пределах небольшого загородного дома, подчинено прихотям этого мужчины, с детства больного астмой и экземой. Однако сюжет здесь - скорее повод рассказать историю отчужденности и невероятной усталости членов этого маленького загородного общества языком изобразительного ряда.
Притягивающая красота кадра - заслуга не только таланта Подольчака как художника, но и оператора фильма Сергея Михальчука. Сергей Михальчук - третий оператор за всю историю советского и постсоветского кино, который удостоен премии за лучшую операторскую работу на кинофестивале в Сан-Себастьяне за фильм "Любовник" Валерия Тодоровского. Он снимал также такие картины, как "Мой сводный брат Франкенштейн" и "Мамай".
Специальным событием украинской программы на "Киношоке" стала российская премьера фильма "Владыка Андрей" режиссера Олеся Янчука. Герой киноленты - митрополит Андрей Шептицкий, посвятивший свою жизнь борьбе за единую поместную церковь, - одна из самых масштабных и противоречивых личностей отечественной истории ХХ века. Он отстаивал украинскую независимость. Он обращался к Гиммлеру, требуя прекратить истребление евреев и использование для этой цели украинской полиции. В 1955 году, спустя одиннадцать лет после смерти Шептицкого, Ватикан инициировал процесс по причислению его к лику святых.
"Владыка Андрей" - монументальное полотно, "сотканное" на Киностудии имени Довженко. Хронометраж - 125 минут. Однако и это время могло бы пролететь для зрителя незаметно, ведь герой кино - человек, которому дано было вести божий промысел на земле украинской в самых противоречивых исторических ситуациях, а это идеальная почва как для исторической драмы, так и для драмы в душе самого слуги божьего, вынужденного смиряться, скажем, с тем, что за стенами его резиденции на оккупированной Украине времен Великой Отечественной войны планомерно уничтожают представителей еврейской нации. Но настоящей драмы в фильме Олеся Янчука не получилось. Да и сам Янчук вместе со сценаристом картины Михаилом Шаевичем признается, что хотел сделать фильм максимально толерантным.
Тем не менее режиссер считает, что желаемого эффекта ему достичь удалось и картину одинаково тепло принимали как на фестивале в Полтаве, так и во время просмотров во Львове и в европеизированном современном Киеве.
- Реакция публики везде была одинакова: люди плакали, - говорит Янчук.
Завершился день Украины торжественным приемом по случаю премьеры картины "Владыка Андрей", устроенным Украинской кинофундацией. Президент фестиваля Виктор Мережко и вице-президент Ирина Шевчук пообещали сделать проведение тематических кинодней разных республик СНГ и стран Балтии на "Киношоке" традиционным.