Согласно данным ежегодного международного исследования бизнеса Россия вышла на третье место по борьбе с внутрикорпоративным мошенничеством. Впереди нас только Филиппины и Мексика.
Подобные исследования проводятся ежегодно на основе изучения 7800 компаний в 34 странах мира, но впервые Россия представлена в этом документе именно с такой, неожиданной стороны.
По данным документа, 63 процента компаний, опрошенных в нашей стране, признались, что для борьбы с внутрикорпоративным мошенничеством имеют в штатном расписании специальную должность. А некоторые компании и не одну.
На Филиппинах среди опрошенных компаний таких 72 процента, в Мексике - 71 процент.
Интересно отметить, что наименее подвержены идее борьбы с внутрикорпоративным мошенничеством в странах Азии - там таких компаний лишь 26 процентов. А больше всего беспокоятся за сохранность коммерческих секретов в так называемом регионе североамериканской зоны свободной торговли, в которую входят Канада, США и уже упоминавшаяся Мексика - в этих странах 58 процентов коммерческих организаций нанимают специально обученный персонал для борьбы с утечкой информации и другими видами внутрикорпоративного мошенничества.
Интересен тот факт, что, согласно данным исследования, желание иметь в штате подобных сотрудников увеличивается с каждым годом. Наверняка разгадка здесь кроется и в психологии, и в целом - в социально-экономических характеристиках общества.
Во-первых, сегодня в мире постепенно перестают выходить из моды трудовые династии - эти своеобразные столпы экономики прошлого, на основе которых, бывало, строилось могущество многих промышленных империй. Сегодня для большинства работников характерно скорее находиться в состоянии постоянного поиска лучшего места под солнцем, что провоцирует "пользовательское" отношением к секретам компании и не способствует желанию сохранить их от конкурентов.
Во-вторых, речь идет о информации как одной из сторон современного общества. Вернее, о ее количестве и определенной доступности. Открытость компаний через сеть Интернет, отсутствие технического образования и представлений о способах защиты у руководства и топ-менеджмента зачастую приводят к негативным последствиям.
Так или иначе, но за последний год в мире больше 12 процентов опрошенных компаний ужесточили меры по обеспечению внутрикорпоративной безопасности. Среди лидеров, по данным исследования, опять Канада, США и Мексика (там таких компаний 16 процентов), среди аутсайдеров - Дания, Вьетнам и Сингапур (по 3 процента). Россия в этом списке ближе к странам американского континента - 12 процентов компаний сообщили об ужесточении мер по сравнению с прошлым годом.
Как сообщает ИА "Альянс-Медиа" директор департамента корпоративных финансов консалтинговой компании Иван Сапронов, "любовь к службам безопасности - это традиция, берущая начало в 90-х, когда половина российского бизнеса была криминальная, а вторая половина защищалась от тех, кто был криминален. У российских предпринимателей вообще большая любовь к службам безопасности и личной охране. Не думаю, что это связано с какой-то повышенной опасностью и уж тем более с опасностью большей по масштабу, чем в развитых западных странах".
Именно поэтому стоит ожидать и дальнейшего увеличения расходов на соблюдение внутрикорпоративной безопасности.
Тем более что убытки от такого рода действий действительно немалые. В США, по данным американской Ассоциации специалистов по борьбе с мошенничеством, только в 2006 году ущерб от нечестных сотрудников достиг около 5 процентов годовой выручки американских компаний. В денежном выражении это 652 миллиарда долларов. В Великобритании годовой ущерб от внутрикорпоративного мошенничества оценивается в 160 миллиардов. По России точных данных нет, но, думается, что ущерб все-таки не настолько мал, чтобы от него совсем отворачиваться.