16.09.2008 02:56
Общество

Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов" вновь отправляется из Архангельска в Арктику

Судно "Михаил Сомов" вновь отправляется в Арктику
Текст:  Ирина Скалина (Архангельск)
Российская газета - Поморский край: №0 (4751)
Читать на сайте RG.RU

В самый длительный в этом году рейс уходит сегодня ночью научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов". Оно доставит грузы для полярников более чем в 30 точек Баренцева, Карского, Белого морей и моря Лаптевых.

Судно перевезет за рейс около 200 пассажиров, кроме того, на борту запланирована и исследовательская программа.

Сначала "Сомов" направится к Новой  Земле, поднимется до Земли Франца-Иосифа, затем уйдет к Северной Земле и будет возвращаться обратно вдоль арктического побережья материка. Капитан Юрий Настеко говорит, что сейчас самое подходящее время для работы: благоприятная ледовая обстановка, хорошая погода в Арктике. Хотя судну и предстоит пройти 9,5 тысячи миль, для "Сомова" это несложный рейс. Переходы занимают всего одни или двое суток, затем выгрузка, поэтому механизмы работают в щадящем режиме, и у экипажа есть возможность отдыхать.

Зато у исследователей арктических льдов - напряженный график работы. Сотрудники Арктического и Антарктического НИИ (Санкт-Петербург) проведут исследования на ледниках Земли Франца-Иосифа и Баренцева побережья Новой Земли, но к ним также впервые добавлены работы на ледовом покрове восточного (Карского) побережья архипелага и Северной Земли. Ученые смотрят их строение, измеряют температуру, толщину и скорость движения. Ледники могут существенно отличаться друг от друга даже на двух соседних островах.

Один  из основных методов изучения - аэрофотосъемка с борта вертолета. Николай Кубышкин сетует, что в этом году для ученых предусмотрено всего 12 вертолетных часов - это немного, но архангельские летчики уже знают требования исследователей при облете ледников, поэтому полеты должны принести максимум информации. А чтобы узнать, что у ледника внутри, специалисты проводят радиолокационное зондирование и бурят скважины более 20 метров глубиной.

Изучение ледового покрова арктических островов дает ценные данные об изменениях климата. Например, ледник Павлова на Новой Земле за последние несколько лет отступил на 100, а по некоторым данным даже на 500 метров. Хотя, по словам Николая Кубышкина, об уменьшении размеров ледникового щита архипелагов есть свидетельства еще участников экспедиции Русанова, т.е. явления потепления в Арктике продолжаются уже как минимум столетие. Но все же современные данные не столь однозначны. На некоторых островах Земли Франца-Иосифа ледники, наоборот, выдвигаются все дальше в море. Все эти ледяные массивы являются местами рождения айсбергов.

Изучение бродячих ледовых гор - вторая часть исследований. Сейчас акцент ученые делают на изучение степени айсберговой опасности в местах будущей разработки месторождений на шельфе: в районе Штокмановского, Адмиралтейского, Пахтусовского и ряда других. В 2003 году в районе Штокмана наблюдалось аномально большое скопление айсбергов, в 2007 году их там вообще не было, зато огромное количество опасных странников находилось в проливах Земли Франца-Иосифа. Ученые пытаются выяснить закономерности образования и движения айсбергов.

Экспедиция "Сомова" завершится в начале зимы. На середину декабря запланирован еще один полярный рейс.

Между тем

Метеостанция "Северный полюс-36" начала дрейф. На льдине между островом Врангеля и Северным полюсом торжественно был поднят российский триколор, а также еще три флага: Санкт-Петербурга, Арктического и Антарктического НИИ и Международного полярного года. Станция уже передает метеосводки в Глобальную систему телесвязи. На льдине работают 18 полярников.

Наука Архангельск Северо-Запад