16.09.2008 02:41
Экономика

Низкий уровень воды делает судоходство на Оби рискованным и убыточным

Низкий уровень воды в Оби делает судоходство рискованным и убыточным
Текст:  Татьяна Малкова (Новосибирск)
Российская газета - Сибирь: №0 (4751)
Читать на сайте RG.RU

Обь преподнесла неприятный сюрприз: засушливые весна и лето привели к тому, что приток воды оказался чрезвычайно скудным. Под угрозой и судоходство, и выработка энергии на ГЭС, и обеспечение сибирских городов питьевой водой.

Как сообщила специалист отдела по связям с общественностью Новосибирской ГЭС Олеся Тарасова, в период паводка приток воды к створу ГЭС был очень низким - на уровне 55-65 процентов от нормы. Из-за недостатка воды в период с мая по август электростанция не выполнила план, выработав лишь около 72 процентов от нормы. Что касается водозаборов, то, по словам Тарасовой, водоснабжение Новосибирска и Бердска зимой будет обеспечено.

- Сейчас мы набрали необходимый уровень воды в Новосибирском водохранилище, он достигает отметки нормального подпорного уровня - 113,5 метра. Это означает, что ГЭС в состоянии обеспечить нормальную работу водозаборов ТЭЦ Новосибирска для снабжения населения теплом и электроэнергией.

По данным Росгидромета, в июле приток воды в Новосибирское водохранилище был наименьшим за весь период наблюдений. Было принято решение снизить среднесуточные сбросы воды через Новосибирский гидроузел до 1200 кубометров в секунду. Реально эти цифры оказались еще ниже: в августе сброс воды снизился до 900 кубометров, и ГЭС оказалась загружена лишь на половину установленной мощности. Энергией пожертвовали ради того, чтобы у новосибирцев не было проблем с питьевой водой.

- Главное - это бесперебойное обеспечение города водой, - подчеркнул заместитель начальника отдела природных ресурсов департамента охраны окружающей среды Юрий Баженов. - Сейчас Новосибирское водохранилище находится на уровне, на который оно и рассчитано. На такой отметке мы удерживаем его изо всех сил, хотя приходится ущемлять интересы речников.

Это подтверждает и начальник отдела водного хозяйства Верхне-Обского бассейнового водного управления Владимир Селезнев:

- Речники были вынуждены свернуть навигацию раньше срока. Сейчас суда возвращаются на свои базы. К счастью, благодаря обильным осадкам в сентябре уровень воды несколько увеличился, для обеспечения водоснабжения этого должно хватить.

В Обском управлении водных путей и судоходства надеются, что об окончании навигации речь пока не идет.
- В сентябре суда точно будут ходить, - говорит заместитель руководителя управления Аркадий Семенников. - Насчет октября - пока не знаю, если будут заказы, то, возможно, тоже. Не исключено, что навигация закроется, как обычно, 25 октября. Хотя работать, конечно, тяжело, но суда идут. Прошли дожди, количество воды несколько увеличилось, поэтому закрывать навигацию мы пока не собираемся. А вот будут ли еще открываться шлюзы - неизвестно. В верхней части реки у нас осталось несколько судов, если их не пропустят, придется им там и зимовать.

Такой вариант не исключают и в департаменте охраны окружающей среды и природных ресурсов. По словам Юрия Баженова, оставшиеся в верховьях Оби два теплохода и две баржи, возможно, удастся пропустить после середины сентября. А может быть, и нет.

- Ведь для того, чтобы их пропустить, придется сбросить 25-30 сантиметров уровня воды, - говорит Баженов. - Но если суда и пропустят, это будет последнее в сезоне открытие шлюзов.

Обмеление реки заметно уже и неспециалистам. И хотя фарватер Оби углубляли все лето (на новосибирском участке было вынуто два миллиона кубометров грунта), проблемы с движением по реке испытывал даже пассажирский флот, не говоря уже о тяжелых баржах. По свидетельству Аркадия Семенникова, грузовым судам приходилось двигаться буквально "на грани фола", о работе же с полной загрузкой даже речи не шло. В такой ситуации речные перевозки могут прекратиться даже не из-за обмеления фарватера, а просто потому, что станут нерентабельными. Гонять полупустые баржи туда-сюда - дело затратное.

Прямая речь

Владимир Епимахов, заместитель начальника департамента транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области:

- Несмотря на тяжелые условия этого лета, я не исключаю, что перевозки немного поднимутся - на пять-шесть процентов. Другое дело, что компании-перевозчики понесли большие затраты, так как часто приходилось делать перегруз. Например, щебень из карьера Борок вывозится на трех недогруженных баржах, а при выходе на достаточную глубину перегружается на одну с нормальной загрузкой. А это дополнительные затраты. Хочу подчеркнуть: речь идет не о северном завозе - его у нас в области никто не осуществляет. За Уралом северный завоз, то есть поставка в районы Крайнего Севера жизненно необходимых грузов за счет федерального бюджета, осуществляется только по Лене и Енисею.

Справка "РГ"

В 2007 году грузооборот в Обском бассейне составил около 10 миллионов тонн. В 1980-е годы по Оби перевозилось до 35 миллионов тонн грузов.

Водный транспорт Экология Новосибирск Сибирь