Международная выставка аэрокосмической и оборонной техники, которая сегодня открывается на военно-воздушной базе вблизи Кейптауна, станет важным этапом в развитии военно-технических связей России со странами Африки.
База расположена у знаменитой Столовой горы рядом с городом, который многие здесь называют "самым прекрасным поселением мира". Россия в пятый раз участвует в этой выставке, которую считают главной межафриканской витриной аэрокосмических и оборонных систем, оборудования военного и двойного назначения. Смотр проводится с 1992 года с периодичностью раз в два года. На прошлой участвовали 25 стран, ее посетили около 22 тысяч представителей бизнеса. В этом году наши оборонщики представлены многими именитыми фирмами во главе с "Рособоронэкспортом". Свою продукцию показывают приборостроители из Тулы, лучшие вертолетные предприятия, производители боеприпасов, стрелкового оружия и, конечно, создатели знаменитых российских истребителей. Особенно широко представлены новинки заводов, выпускающих современные боевые вертолеты.
Зарубежные специалисты уже обращают большое внимание на российскую экспозицию. Особый интерес вызывают экспортные варианты вертолетов семейства Ми и Ка. Кроме вертолетов представлены различные модификации фронтового истребителя МиГ-29. Российские предприятия предлагают целую гамму вертолетов, включая эксплуатируемые в африканских условиях транспортно-боевые машины Ми-35, Ми-35П, военно-транспортный Ми-17-1Ш, десантно-транспортный Ми-17-1В. Представители многих африканских стран смогут ознакомиться также с рядом высокоэффективных и относительно недорогих средств борьбы с бронетанковой техникой, которые представят наши оружейники. Эти бронебойные средства могут быть установлены на российских легких многоцелевых вертолетах типа "Ансат" с электрогидравлической дистанционной цифровой комплексной системой управления. Их могут использовать и на тяжелых вертолетах Ка-60 грузоподъемностью до трех тонн, и Ка-226 с модульной конструктивно-компоновочной схемой. Новинкой выставки стал также многоцелевой беспилотный вертолетный комплекс МБВК-137.
За последние годы российские оружейники поставили в страны Африки несколько сотен зенитных ракетных комплексов, десятки тысяч зенитных установок и зенитных орудий, ракет для ПЗРК, около тысячи радиолокационных станций. Сегодня каждое третье российское изделие ПВО, находящееся на вооружении ряда армий африканских стран, подлежит модернизации, в том числе ЗРК "Квадрат", С-125, "Оса-АКМ", "Стрела-10", ПЗРК "Игла", а также все типы радиолокационных станций. Поэтому ожидается, что на выставке пройдут переговоры ряда руководителей военных ведомств африканских стран о модернизации ранее поставленного российского оружия. Проведенные недавно показательные стрельбы модернизированными средствами ПВО для военных представителей ряда африканских государств показали, что "Рособоронэкспорт" готов к выполнению таких работ.
Завтра ожидается показ в полете нескольких наших боевых вертолетов, в том числе модернизированного специально для Африки Ми-24. А затем будет показан "в работе" новый истребитель южноафриканских ВВС французского производства "Мираж Ф-1". На нем установлен двигатель, созданный в ОКБ имени Климова. Так впервые российское предприятие участвовало в модернизации самолетов "Мираж" в кооперации с южноафриканскими компаниями. На этом истребителе установлен российский двигатель РД-33, который после доработки получил название СМР-95. Он также вооружен ракетами класса "воздух-воздух Р-73Э" российского конструкторского бюро "Вымпел". Состоявшиеся боевые пуски ракет подтвердили высокую эффективность истребителя и его систем. Как отмечают российские специалисты, в результате модернизации этих самолетов для ВВС ЮАР машины способны эффективно противостоять западным истребителям четвертого поколения. Впервые модернизированный "Мираж" был представлен на последнем салоне МАКС. Тогда его пилотировал пилот южноафриканских ВВС Иоханес Джобер. Как сказали корреспонденту "РГ" по секрету в пресс-службе авиабазы Уайстерплат, возможно, что в воздух "супер-Мираж", как теперь его называют в Южной Африке, в демонстрационный полет вновь в воздух поднимет Иоханес Джобер. Многие зарубежные специалисты подчеркивают, что это первый удачный пример модернизации иностранных самолетов при участии России. И признают этот опыт очень перспективным.