17.09.2008 02:00
Экономика

Госдума намерена заменить лицензирование обязательным страхованием в некоторых видах деятельности

Текст:  Наталья Капустина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4752)
Читать на сайте RG.RU

19 сентября Государственная Дума рассмотрит в первом чтении проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности".

Законопроект предлагает заменить лицензирование обязательным страхованием в следующих видах деятельности: грузовые перевозки морским и внутренним водным транспортом, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах и на внутреннем водном транспорте, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом и почтовая связь.

По словам председателя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, этот законопроект - очередной последовательный шаг, нацеленный на исполнение указа президента РФ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Однако охваченные законопроектом виды деятельности чаще всего осуществляют крупные компании, и предприниматели в случае принятия закона вряд ли почувствуют облегчение. Содержание законопроекта вызывает и другие вопросы. Страховая выплата согласно тексту документа должна обеспечить возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Причем страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения, даже если страховой случай наступил вследствие умысла перевозчика. Это требование противоречит статье 963 Гражданского кодекса, которая освобождает страховщика от выплаты возмещения, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя. Исключением является случай страхования гражданской ответственности. Здесь действительно страховщик не освобождается от выплаты возмещения, но только за причинение вреда жизни и здоровью. А вот на умышленное причинение вреда имуществу это исключение не распространяется.

Поскольку законопроект готовился в спешке, он содержит и другие противоречия и недоработки. Они, как надеются участники рынка, будут доработаны ко второму чтению. Кроме того, по словам гендиректора компании "Энергогарант" Андрея Зернова, возглавляющего группу по разработке закона, работа будет продолжена. "Мы уже обсуждали страхование ответственности врачей, проектировщиков строительных объектов, производителей питания, организаций, оказывающих бытовые услуги и услуги по общественному питанию, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность. Нам кажется логичным введение страхования ответственности владельцев взрывопожароопасных объектов. Кроме того, существует концепция отдельного закона обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами", - сказал он.

Страхование Госуправление Транспортное право Госдума