Мурманск стал одним из первых заполярных городов, получивших паспорт готовности к зиме.
Властям удалось в несколько раз увеличить объем ремонтных работ и даже найти 100 миллионов рублей в бюджете на кредит для энергетиков. Но все эти меры не дают никакой гарантии, что начавшийся отопительный сезон обойдется в областном центре без серьезных аварий.
Что мешает городу, в котором проживают 40 процентов жителей Мурманской области, на все сто быть готовым к началу холодов, попытался разобраться корреспондент "РГ". Оказалось, основные трудности связаны с двумя проблемами - быстрым старением инженерных сетей и неконтролируемым ростом цен на мазут.
По данным специалистов, из-за износа производственных фондов региональных энергетических предприятий вероятность аварийных ситуаций увеличивается в разы. Общий износ оборудования в области достигает 60 процентов.
Почти сорок процентов теплосетей Мурманской теплоцентрали уже отслужили свое - им больше 20 лет. У единственного в регионе государственного теплоэнергетического предприятия, которое обслуживает и областной центр, таких сетей уже 86 процентов. Если теплоцентраль ежегодно в состоянии заменить около трех процентов старых теплопроводов, то энергетики - менее одного процента.
По словам председателя комитета по развитию городского хозяйства администрации Мурманска Валентины Доцник, темпы замены коммунальных сетей безнадежно отстают от скорости их старения.
Сегодня ремонтные работы в городе коммунальщики сводят лишь к замене аварийных участков. А таких с каждым годом становится все больше.
Только в этом году из-за аварий систем теплоснабжения 1600 раз жильцы мурманских домов оставались без тепла. В целом по городу количество отключений отопления из-за прорывов магистральных и внутриквартальных теплосетей в этом году выросло почти на треть.
Не менее сложная ситуация и с системами водоснабжения Мурманска. В областном центре срочной замены требуют свыше 60 процентов водопроводных и около 40 процентов канализационных сетей.
Но специалистам водоканала за год удается заменить меньше одного процента ветхих труб. Еще в сентябре прошлого года главный инженер мурманского водоканала Андрей Виноградчий, отвечая на вопрос, почему для ликвидации прорыва водопроводной трубы требуется от одной недели до месяца, заявил, что у предприятия нет возможности разом устранять все возникающие аварии. Это похоже на снежный ком: в среднем мастера ликвидировали две аварии из трех, остальные - накапливались. Появившиеся потери воды зачислялись в убытки предприятия и росли. Из-за этого, в свою очередь, не хватало средств на ремонт сетей, где все чаще возникали прорывы. Своеобразный замкнутый круг. С момента правдивого заявления инженера прошел год, но серьезных подвижек в деле замены ветхих водопроводных сетей не произошло.
Несмотря на то, что отопительный сезон в Мурманске начался почти две недели назад, далеко не все теплоэнергетические предприятия имеют топливо для котельных в необходимых объемах.
Подавляющее большинство из них работают на дорогом по нынешним временам мазуте. И запасти его в объемах, превышающих норматив, удалось только одному предприятию. Тогда как в распоряжении остальных котельных топлива сегодня даже меньше, чем требует так называемый неснижаемый запас на случай непредвиденных ситуаций.
Правда, как отмечают эксперты, во многом ситуация связана с тем, что нынешний отопительный сезон начался очень рано - в первых числах сентября. И топливо просто не успели завезти. К тому же в ближайшее время в регион должны прийти федеральные деньги - 1,5 миллиарда рублей. Они выделены для компенсации теплоэнергетикам потерь из-за разницы рыночных цен на мазут и стоимостью топлива, заложенной в коммунальные тарифы. Однако, как утверждают специалисты, чтобы покрыть все "ценовые" убытки, денег нужно втрое больше.
Николай Бережной, руководитель департамента строительства и ЖКХ Мурманской области:
- Одна из самых критических ситуаций с топливом в шести населенных пунктах, которые входят в ЗАТО Североморск. Она осложняется тем, что североморские тепловые сети задолжали топлива на 300 миллионов рублей. Для Североморска это критическая сумма. Сейчас изыскиваются возможность оказания финансовой помощи данному
муниципальному образованию. Есть проблемы и на некоторых объектах государственного теплоэнергетического предприятия, например в Мурманске, Снежногорске, ЗАТО Скалистый, Шонгуе, Кильдинстрое запас мазута ниже норматива. Но в целом за счет Мурманской теплоцентрали и предприятий, которые являются градообразующими
для ряда муниципальных образований, общие запасы топлива в пределах нормы.