17.09.2008 04:51
Экономика

Геннадий Порохин: Закрепление охотугодий за частниками - это очередная дубина в руки коммерсантов

Должны ли охотничьи хозяйства приносить доход в региональный бюджет
Текст:  Валентина Пичурина (Курганская область)
Российская газета - Южный Урал: №0 (4752)
Читать на сайте RG.RU

Власти Зауралья реализуют проект по передаче охотничьих угодий в пользование коммерческим структурам. Но, как и любая другая реформа, это нововведение спровоцировало волну недовольства в среде местных охотников, привыкших к бесплатным трофеям.

Охота пуще неволи

В Звериноголовском районе многие охотники нынешней осенью остались без добычи. И теперь они отстаивают свое законное право на свободное получение охотничьих путевок. Для чего региональные власти передают свои полномочия по охране охотничьих угодий частникам? Как добиться прозрачности в работе охотхозяйств? Об этом пошла речь на круглом столе в Челябинском филиале "Российской газеты". Его участниками стали заместитель директора департамента природных ресурсов Курганской области, начальник управления охотничьего хозяйства Петр Федотов, руководитель Россельхознадзора по Курганской области Геннадий Порохин, глава администрации Звериноголовского района Игорь Минин, председатель Звериноголовской районной думы Александр Ананин, руководитель частного охотничьего хозяйства Константин Каракин и руководитель пресс-службы Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям Роман Моношков.

Российская газета: Далеко не все любители охоты смогли нынешней осенью порадоваться утренней зорьке - началу охоты на водоплавающую дичь. Одним просто не досталось путевок, другим это удовольствие оказалось не по карману... Почему так произошло?

Петр Федотов: В 2007 году закончилось действие постановления правительства Курганской области, которое придавало охотничьим угодьям статус угодий общего пользования сроком на 10 лет. С 1 января 2008 года все полномочия, ранее осуществлявшиеся управлением Россельхознадзора, перешли в ведение субъекта. В концепции администрации области определено, что 80 процентов территории охотничьих угодий должны быть предоставлены в пользование, а 20 - зарезервированы под угодья общего пользования. Сейчас около 65 процентов угодий уже предоставлены в пользование, на остальные объявлен конкурс, и вскоре они также обретут своего хозяина. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды как специально уполномоченный государственный орган проводит эту концепцию в жизнь, нравится она кому-то или нет...

Геннадий Порохин: Я считаю, что департамент природных ресурсов зря так ускоренно передает охотничьи угодья в пользование коммерческим структурам. В подобной спешке нет никакой необходимости, и закон на этом не настаивает. По закону в области надо было создавать отдельный орган по охотничьему хозяйству, назначать руководителя, согласовывать его и структуру с министерством сельского хозяйства. Этого не сделано. Руководство области пошло по пути наименьшего сопротивления - скоропалительно и в массовом порядке стали закреплять охотничьи угодья за пользователями. Что из этого получилось, мы видим на примере Звериноголовского района.

Добыть путевку

РГ: Вопрос как раз от нашего читателя из Звериноголовского района. Александр Чигвинцев охотится с 14 лет, сейчас ему 60. Он считает, что охоту сделали непозволительной роскошью для простых мужиков. Например, суточная и сезонная путевки в охотугодьях общего пользования стоят по 650 рублей, у арендатора - 640 и 1000 рублей соответственно. Леса и озера, которые люди всегда считали народным достоянием, стали частным владением одного или нескольких хозяев...

Федотов: В Звериноголовском районе три охотничьих хозяйства. Два из них - Звериноголовское (здесь расположены основные водоемы и пойма реки Тобол) и Бугровское - весной на торгах приобрело в пользование на 25 лет ООО "Антей". Третье - Лебедевский охотучасток - осталось в общем пользовании и находится в распоряжении нашего департамента природных ресурсов. В прошлом году все охотугодья района считались угодьями общего пользования и, соответственно, на весь район выдавалось 400 путевок. В этом году два участка предоставлены в пользование предприятию, выигравшему конкурс, естественно, площадь угодий общего пользования уменьшилась. Тем не менее на район было выделено 100 путевок, а отнюдь не 60, как утверждают некоторые. Почему именно 100, а не 200 или 300? Дело в том, что еще 24 декабря 2007 года издано постановление правительства области, согласно которому установлены региональные нормативы территориальной пропускной способности охотничьих хозяйств. По этим нормативам на 100 гектаров воды, например, можно выдать всего 10 путевок. Во время осенней охоты на уток - один охотник на 10 гектаров озер или на 30 гектаров водно-болотных угодий. Это научно обоснованные нормативы, обусловленные в том числе еще и техникой безопасности.

РГ: Для сельских охотников 650 рублей за путевку - слишком дорого. А лицензии на добычу копытных животных в угодьях общего пользования стоят от трех до тридцати тысяч рублей. И охотники платят не за добытого лося или косулю, а только за намерение его добыть. Ведь еще не факт, что охота будет удачной.

Порохин: Охотники задают правомерный вопрос: на каком основании пользователи и экофонд установили свои цены на путевки и платные услуги? Арендатор еще палец о палец не ударил, а уже берет такие деньги за путевки. Мы знаем, какие мизерные зарплаты получают в сельских районах. Охотникам такие цены недоступны. А ведь по закону животный мир - общенародное достояние и по Конституции граждане РФ имеют право на пользование этим животным миром. Я считаю, что это форменное вымогательство. Никто не должен платить за пользование животным миром больше, кроме тех сборов, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ и постановлением правительства о таксах.

Федотов: Номинальная стоимость суточной путевки в угодьях общего пользования - 250 рублей. В эту сумму входят расходы по изготовлению бланка, транспортные, работа егеря и так далее. Путевку за 250 рублей могут приобрести только те охотники, которые внесли свой трудовой вклад в охрану и воспроизводство животного мира. Это не прихоть департамента природных ресурсов. Дело в том, что несколько лет назад ассоциация "Росрыболовохотсоюз" на своем съезде приняла специальное решение о том, что каждый член ассоциации обязательно должен отработать четыре человеко-дня на биотехнических мероприятиях. После этого он имеет право охотиться как минимум на водоплавающую дичь. Чтобы получить лицензию на кабана, нужно, допустим, отработать 30 человеко-дней. Требования вышестоящей организации для охотников - закон. Охотничьи хозяйства сами определяют перечень таких работ. Где-то нужно построить или отремонтировать кормушки для косули, где-то - установить аншлаги, а где-то - веники наломать. Кто не желает отрабатывать, покупает путевку за 650 рублей.

В охотничьих угодьях, переданных в пользование по конкурсу, пользователи сами устанавливают цену на путевку, которую им диктует рынок. Это не противоречит законодательству. Другое дело, что цены должны быть разумные. Кроме того, пользователь должен предоставлять хотя бы минимальный набор услуг для охотника: пристань на водоеме построить, лодку предложить или домик охотничий.

Платные услуги в территориальном государственном экологическом фонде Курганской области согласованы с департаментом природных ресурсов и не противоречат действующему законодательству.

Константин Каракин: Цена суточной путевки на уток у нас даже ниже на 10 рублей, чем на угодьях общего пользования. Цена сезонной путевки на рынке доходит уже до 1500 рублей, а у нас - 1000. Местное население ничуть не ущемлено. Свободные путевки есть и сегодня, пусть приходят и покупают.

Александр Ананин: Распространение путевок - это не государственная и не военная тайна. Так почему не обнародовать эту информацию? Когда охотники будут точно знать, сколько путевок выделено на район, кто получил и на какие угодья, то волнения сразу улягутся. На предстоящем заседании районной думы мы снова вернемся к проблеме прозрачности распределения путевок. Кстати, три года назад районная дума уже выносила на повестку этот вопрос. В области нас тогда не поддержали.

РГ: Вопрос от читателя Виктора Попова. Он рассчитывал с сыном-студентом поохотиться за Тоболом. Взял две путевки у арендатора по тысяче рублей каждая. Для заработка в три тысячи рублей это сильно накладно, считает охотник. Но за Тобол не пустили пограничники. Говорят, надо было заявление месяц назад писать. Вот и выходит - путевка есть, а охотиться невозможно.

Роман Моношков: До сентября 2007 года охота в пятикилометровой зоне от государственной границы была запрещена. После выхода 10 сентября 2007 года новых правил пограничного режима охотиться в приграничной зоне можно лишь с разрешения пограничных органов. В Звериноголовском районе в пограничную зону вошли Прорывинский, Искринский, Озернинский, Звериноголовский и Круглянский сельсоветы, а также отряд Алабужский. Если охотники желают охотиться в пограничной зоне, необходимо заранее подать заявление в установленной форме в ближайшее подразделение пограничного управления или непосредственно в погрануправление в Кургане. Заявление можно представить лично, выслать по почте или отправить по факсу (3522) 47-61-13. Срок его рассмотрения - до 30 дней, в которые не включается время прохождения корреспонденции. После этого выдается пропуск, он действует в течение года.

Не прошли по конкурсу

РГ: Звериноголовские охотники считают, что грубо нарушен закон о животном мире, согласно которому передача угодий пользователю должна проходить гласно, с учетом интересов местного населения. По мнению членов районного общества охотников, районный глава не помог им выиграть торги. По словам председателя общества охотников Сергея Архипова, в каждой деревне прошли собрания. Собрано сто с лишним подписей. Но конкурс общество проиграло, потому что у него не нашлось столько денег, сколько у предпринимателя, выигравшего торги.

Игорь Минин: Для начала надо посмотреть, сколько членов в районном обществе охотников и рыболовов. И способны ли они содержать и охранять охотугодья? Общество охотников претендовало на Бугровской участок. Но большой их заинтересованности в результатах конкурса я не увидел. Когда мы проводили собрания, от них приходило семь-восемь человек, не больше. Я, кстати, был не против того, чтобы общество участвовало в конкурсе, все необходимые документы председателю Архипову подписал. Но собрать подписи слишком мало для того, чтобы выиграть конкурс. Надо иметь серьезную материально-техническую базу, каковой у местного общества охотников нет. Один "УАЗ" сегодня стоит порядка 300 тысяч рублей. А руководитель ООО "Антей" Константин Каракин, выигравший конкурс, сразу принял на работу двух егерей, каждого обеспечил автомобилями, приобрел снегоход для охраны. Он только полмиллиона рублей отдал за подготовительный период. Я это знаю, потому что мы с ним беседовали, он мне докладывал о проделанной работе. Я ситуацию контролирую.

Угодье в угоду

Порохин: На мой взгляд, закрепление охотугодий - это очередная дубина в руки коммерсантов, чтобы выбивать деньги из населения. Половину охотников области искусственно загоняют в браконьеры. В мою бытность руководителем охотдепартамента администрации Курганской области мы разработали анкету, чтобы узнать мнение местного населения по поводу охотугодий. Например, там были такие вопросы: "Считаете ли вы необходимым закрепить угодья вашего района (егерского участка) за областным обществом охотников или районным обществом, другими юридическими лицами из Кургана или райцентра для ведения охотничьего хозяйства? Считаете ли вы необходимым оставить угодья вашего района (егерского участка) в статусе угодий общего пользования?" Анкету вручали каждому охотнику района. А сейчас мнения народа никто не спрашивает.

Федотов: Охотпользователь не обязан отчитываться, кому он выдал путевки. Главное - он должен учитывать интересы местного населения и строить с ним нормальные отношения. Но если есть необходимость печатать списки владельцев путевок в охотугодья общего пользования и районная газета может себе это позволить, то я поручу егерям предоставить такую информацию. Кстати, все 100 путевок на угодья общего пользования отданы в Звериноголовский район. Ни одной путевки не выдано в Кургане.

РГ: Как можно проверить эту информацию?

Федотов: Если охотники считают, что их в чем-то ущемляют и даже обманывают, надо обращаться в компетентные органы, которые обязаны выявлять и пресекать подобные нарушения. Если они усмотрели нарушения в проведении конкурса, надо писать заявления в милицию или прокуратуру, если считают, что цены на путевки необоснованно завышены - для этого есть департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области. На мой взгляд, у нас достаточно серьезная комиссия по проведению конкурсов. В ее состав входят представители Россельхознадзора, налоговой и рыбинспекции, областной думы, администрации области. Не доверять ей нет оснований. Тем не менее по жалобам охотников из Звериноголовского района будет проведена служебная проверка. Наши пользователи неглупые люди и понимают, что нормальные отношения с местным населением - залог их будущей успешной работы.

Справка "РГ"

В открытии осенней охоты приняли участие около 30 тысяч курганцев. Большинство охотпользователей своевременно обеспечили охотников путевками. В общей сложности выдано более 24 тысячи путевок. Мобильные группы, состоящие из представителей департамента, УВД и Россельхознадзора, уже выявили 68 нарушений правил охоты.

АПК Регионы Курганская область Урал и Западная Сибирь Россельхознадзор