17.09.2008 02:59
Культура

Скандал в Челябинском оперном театре: худрук указал на дверь знаменитому питерскому режиссеру

В оперном театре очередной творческий конфликт
Текст:  Мария Орлова (Челябинск)
Российская газета - Южный Урал: №0 (4752)
Читать на сайте RG.RU

Премьеры оперы Антона Рубинштейна "Демон" в Челябинске ждут уже два года. Наконец начались репетиции, но они заняли всего два дня: режиссер Алексей Степанюк бросил работу над спектаклем после того, как худрук театра указал ему на дверь.

В оперном театре, судя по всему, занялись изгнанием бесов. Худрук театра Денис Северинов и режиссер-постановщик "Демона" Алексей Степанюк до такой степени не сошлись во мнениях, что поссорились всерьез. По словам питерского гостя, художественный руководитель вместо того, чтобы скоординировать действия людей, занятых в работе над спектаклем, предложил ему "убраться из театра вон".

- В первый раз сталкиваюсь с таким обращением со стороны руководства театра, - говорит Алексей Степанюк. - Денис Северинов сказал, что купит мне билет до Санкт-Петербурга и указал на дверь. Правда, вечером он позвонил и попросил вернуться в театр: мол, погорячился. А потом пригрозил, что он взыщет с меня какие-то миллионы за срыв спектакля... Так что билет до Питера я покупал за свой счет.

До сих пор, как отмечает сам режиссер, никаких конфликтов с руководством Челябинской оперы у него не было и даже не намечалось. Все началось на первых репетициях "Демона" Рубинштейна: спектакль, как всегда, рождался в муках, декорации были не готовы, возникли проблемы со сценическим светом. Плюс ко всему постановка предполагала наличие балетных сцен: нужны были не столько танцы, сколько пластическое решение спектакля. Балетмейстером на "Демоне" назначен Константин Уральский, нынешний худрук балетной труппы театра. По словам Степанюка, Уральский дезорганизовал работу постановщиков и артистов. Попытка урегулировать отношения с балетмейстером при помощи Дениса Северинова закончилась, как уже известно, изгнанием Степанюка.

Непонятно только, Степанюка, что ли, приняли за беса? Он, конечно, сам не раз признавался: что отнюдь не ангел. "Я бываю неудобоварим и неудобен", - говорит Степанюк. Однако нельзя не признать: именно с его именем связаны последние успешные оперные постановки в челябинском театре. От "Пиковой дамы" до "Севильского цирюльника".

За два дня репетиций питерский режиссер успел поставить только пролог. Судьба "Демона", по всей видимости, будет печальной. Репертуар театра тоже ждут изменения, поскольку Степанюк задумывал своеобразную трилогию: вкупе с "Демоном" в нынешнем и следующем сезоне Челябинск мог увидеть "Орфея и Эвридику" и "Мадам Баттерфляй". Не увидит. Правда, Алексей Степанюк, один из самых известных и востребованных в нашей стране оперных режиссеров, признается, что при необходимости он вернется к своей работе в челябинский театр, если выкроит время между своими премьерами в Мариинском.

Мнение

Денис Северинов, худрук Челябинского театра оперы и балета:

- Что произошло в театре на днях, я вам не скажу. Могу предложить официальную версию: 3 октября мы показываем тот вариант оперы "Демон" Рубинштейна, который сложился к настоящему моменту. У нас готовы сценография и музыкальная часть спектакля. По причине болезни режиссера работа над спектаклем осталась незавершенной, Алексей Степанюк вынужден был уехать в Санкт-Петербург. Поэтому спектакль пройдет в концертном варианте. Премьеру "Демона" мы отложили до января 2009 года. Отказаться от спектакля, которого мы ждали 40 лет и премьеру которого отодвигаем два года, нельзя. Будем решать коллегиально, кто подготовит спектакль к премьере. Скорее всего, это будет не Степанюк.

Театр Челябинск Урал и Западная Сибирь