Юридическая война между Грузией и Россией в Международном суде ООН в Гааге продолжается.
В среду директор правового департамента МИД России Роман Колодкин призвал суд не принимать к рассмотрению иск Грузии к России в связи с ситуацией в Южной Осетии. Колодкин отметил, что обвинения в нарушении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 1965 года, с которыми 12 августа обратилась Грузия, не подпадают под юрисдикцию высшей судебной инстанции ООН.
О ходе судебного заседания в интервью корреспонденту "Российской газеты" рассказал посол России в Нидерландах Кирилл Геворгян.
Российская газета: В какой стадии находится рассмотрение иска Грузии против России?
Кирилл Геворгян: Рассмотрение происходило в два раунда. Сперва в понедельник выступала Грузия. Затем слово взяла Россия. Потом был второй раунд, в ходе которого Грузии была предоставлена возможность среагировать на российские замечания.
А в среду соответственно Россия высказала в ответ свою позицию. И суд удалился на совещание. В регламенте строго не определено, сколько времени судьи должны совещаться. Но по практике предыдущих заседаний это может занять где-то пару недель.
РГ: Как вы оцениваете обвинения грузинской стороны?
Геворгян: Это голословные обвинения и подмена понятий. Грузия обвиняет Россию в том, что она якобы занимается национальной дискриминацией грузин на территориях Южной Осетии и Абхазии.
Это не соответствует фактам со всех точек зрения. Во-первых, потому что Россия никогда не дискриминировала грузин ни на какой территории, включая свою собственную. И наверное, не приехало бы в Российскую Федерацию жить такое количество жителей Грузии, не получали бы они наше гражданство, если бы подвергались дискриминации.
Россия тем более не могла совершать актов дискриминации на территории Южной Осетии и Абхазии хотя бы потому, что она не осуществляла контроля над этими территориями. Все действия Российской Федерации были санкционированы международными организациями и заключались в поддержании мира в Южной Осетии и Абхазии.
РГ: Российская сторона отмечала, что претензии Грузии не попадают под юрисдикцию Международного суда ООН. Почему?
Геворгян: Есть общая юрисдикция Международного суда ООН, согласно которой государство может передать рассмотрение спора юридического характера с другим государством в Международный суд ООН. Но Россия такую юрисдикцию международного суда не признает, так же как и остальные постоянные члены Совета Безопасности, за исключением Британии.
Но есть отдельные международные соглашения, их довольно много, в которых конкретно предусматривается, что в случае возникновения спора по определенным вопросам стороны соглашаются решать его в Международном суде ООН. Так вот конвенция по расовой дискриминации относится к таким документам. Этим шансом воспользовался Тбилиси, чтобы обвинить Россию в нарушении конвенции по расовой дискриминации.
Мы доказывали в суде, что у нас существуют проблемы в межгосударственных отношениях. Но к расовой дискриминации они никакого отношения не имеют.
РГ: Россия впервые участвует в таком правовом споре в Международном суде?
Геворгян: Да, впервые. Прежде суд еще никогда не рассматривал такого рода споры, когда берется одно понятие и подменяется другим.