"Оранжевая", она же "демократическая", коалиция в украинском парламенте официально похоронена. Реальной замены ей, судя по высказываниям политиков, пока не просматривается.
Долго ожидавшееся событие свершилось во вторник в начале очередной пленарной недели Верховной рады. Последний гвоздь в гроб коалиции через семь минут после начала заседания забил спикер Арсений Яценюк. "Я официально объявляю о прекращении коалиции демократических сил в Верховной раде, созданной "Нашей Украиной - Народной Самообороной" и Блоком Юлии Тимошенко 29 ноября 2007 года. Точка", - сказал спикер.
"Кто-то хочет минуту молчания? - спросил он сразу же у притихшего зала. - Не нужно". Вслед за этим он напомнил фракциям, что у них есть право требовать смены спикера, избранного отныне "покойной" коалицией. И они могут подавать свои предложения по кандидатурам. Впрочем, вопрос о смене руководства парламента на повестке так и не возник.
После этого на трибуну поднялись главы фракций, чтобы дать оценку сложившейся ситуации. Первым выступил лидер Партии регионов (ПР) Виктор Янукович. Сначала он охарактеризовал случившееся как "историческое и неординарное событие". "Воз так называемой демократической коалиции уже приехал. Можно сказать: "Вылезайте!" - добавил он. После чего кратко обрисовал картину промахов и ошибок "оранжевых", акцентировав внимание, в частности, на "популизме в экономике".
А это, напомним, одно из главных обвинений, которые предъявляют Юлии Тимошенко ее недруги. После чего бывший премьер призвал парламентариев к объединению с украинским народом. Он настаивал на необходимости изменения конституции и четкого разграничения властных полномочий. Наконец, Янукович, сказал, что Партия регинов не намерена инициировать новые парламентские выборы. Нужно сказать, что все выступавшие после Януковича политики яростно открещивались от идеи проведения новых выборов. Но при этом, как и лидер "регионалов", произносили предвыборные по сути речи, сопровождавшиеся многочисленными обещаниями.
Вышедший на трибуну после Януковича лидер "Нашей Украины" Вячеслав Кириленко объявил, что его политическая сила уйдет в оппозицию (наиболее удобная предвыборная позиция на Украине, как показывает практика). А Януковичу порекомендовал создавать коалицию с теми, кто уже "утратил кредит доверия и растаял, как роса на солнце". Было очевидно, что Кириленко не особо верит в перспективу союза Януковича и Тимошенко.
Вслед за ним выступил лидер фракции БЮТ Иван Кириленко. Тот отверг все обвинения бывшего союзника в развале коалиции и призвал пожалеть "бедную женщину" на посту премьера, делавшую свое дело ради Украины вопреки всему. Но и в его пламенной речи, превозносившей до самого стеклянного купола парламента заслуги Юлии Тимошенко, прозвучали слова, которых так опасается большинство парламентариев: "Все надоели всем. Перезагрузка".
Лидер коммунистов Петр Симоненко о перезагрузке не говорил, но клеймил "оранжевых" в привычном стиле, зажигательной скороговоркой, с частым употреблением слова "фашизм". Под конец его пространной речи помрачнел даже Виктор Янукович, до того уверенно улыбавшийся. Закончил Симоненко призывом объявить импичмент Виктору Ющенко. "Что это за президент, который находится в оппозиции парламенту, где это видано?" - вещал Симоненко, не осведомленный, видимо, о том, что в США Республиканская партия во главе с Джорджем Бушем потеряла большинство в сенате и конгрессе.
Из общего строя выбился только Владимир Литвин. "Узок круг революционеров, и страшно далеки они от народа", - описал он старинной формулой речи остальных лидеров фракций. Он наглядно дал понять, что его коллеги не о том говорят, зачитав массу писем с мест с жалобами на коррупцию, чиновничью глупость и неразбериху в государственном устройстве. "Парламент со своими законодательными функциями не справляется", - сказал свое последнее слово Литвин.
Тем не менее украинские парламентарии решили не горячиться. И рассмотреть в рабочем порядке вопрос об амнистии, оставив насущные проблемы - коалиционные переговоры, отставку спикера, премьера, изменение конституции, импичмент президенту - пока "за скобками". На раздумья у них есть еще месяц.