В Москве в Центральном выставочном зале "Манеж" вручением высшей награды отечественной фотожурналистики "Золотой глаз" недавно открылась фотовыставка классика российской фотографии журналиста Виктора Ахломова.
- Это самый трудный день в моей жизни, - сказал мэтр фотографии Виктор Ахломов, когда у него отобрали фотокамеру и велели позировать коллегам.
Его выставка "Ретроспектива", занявшая залы Манежа до второй декады октября, - повод для гордости всему современному журналистскому сообществу.
Четырехкратный лауреат престижнейшего конкурса World Pressfoto, обладатель множества призов и медалей, он снимает уже более 40 лет. А в его трудовой книжке всего одна трудовая запись, сделанная в марте 1960 года, когда легендарный Алексей Аджубей взял его на работу в приложение к газете "Известия" - "Неделю".
Его социальная маркировка - "фотограф эпохи оттепели и ранней брежневщины", но, как и всякая бирка, она не объясняет главное - тот гениальный улов духа и стиля времени, а также лиц и событий, его создающих. От Гагарина до Рихтера, от Че Гевары до Чуковского. Плюс еще большой постсоветский отрезок.
Ахломов принципиально не любит цветную и цифровую фотографию. Считает, что чем дальше уходит технический прогресс в фотосъемке, тем больше возрастает ценность черно-белой фотографии. По его мнению, "цвет отвлекает от идеи, и цветной фотографией как искусством в мире не владеет никто, разве что японцы".
И в самом деле, проходит три дня, а ты все еще никак не можешь забыть, что там происходит со светом на мелких бусах Ахматовой и со скоростью движения рук Нейгауза. (Их снимки с автографами - в "Ретроспективе" автора.)
Автору этих строк посчастливилось работать с живым классиком. Я долго, с высокомерием пишущего перед снимающим, ходила мимо, по общим признаниям, нетщеславного классика, позволяя фотографировать себя на заграничные паспорта и для газетных колонок, пока однажды не поделилась с ним легким культурным восторгом от выставки фотографий Михаила Пришвина. Ахломов минуты две помолчал, а потом спокойно объяснил мне, почему "бог фотографии" все-таки не поцеловал литературную знаменитость в темечко. Так просто и наглядно - лошадь на зимней дороге выглядит в кадре недвижущейся, снимающему следовало бы дождаться, пока она пройдет еще метра три...
И с тех пор слушаюсь его почти во всем, касающемся фотографии, и все не могу выбросить старый загранпаспорт со снимком, сделанным Ахломовым.