18.09.2008 04:00
Экономика

В минрегионразвития собираются ввести систему "одного окна"

В минрегионразвития собираются ввести систему "одного окна"
Российская газета - Экономика: №0 (4753)
Читать на сайте RG.RU

Софинансирование из Инвестфонда - новая форма государственной поддержки наиболее перспективных и масштабных проектов регионального значения. Что показал опыт работы Инвестфонда? Какие новшества будут введены в организацию рассмотрения и экспертизы заявок? На эти и другие вопросы "РГ" ответил заместитель министра регионального развития Дмитрий Аратский.

Оправдались ли надежды на активное участие регионов в конкурсе на софинансирование из Инвестфонда?

Более чем оправдались - около 15 субъектов внесли такие заявки, причем подавляющее большинство внесли заявки на поддержку 2-3, и даже 7 инвестиционных проектов. Пока это предварительные данные. Конкурс выполнил главную поставленную перед ним задачу - продемонстрировал заинтересованность регионов в получении средств из Инвестфонда и умение региональных специалистов оформлять проекты и заявки на их финансирование в соответствии с требованиями организаторов.

Какое количество региональных проектов, по вашим оценкам, сможет претендовать на софинансирование из Инвестфонда?

В 2008 году можно рассчитывать на 30-40 проектов. Это новая форма государственной поддержки наиболее перспективных и масштабных проектов регионального значения. Именно новизной формы, отсутствием опыта подготовки заявок, необходимостью проведения обязательной экспертизы проектов независимыми организациями объясняется относительно небольшое на первый взгляд количество по дступающих в Минрегион России заявок.

В настоящее время Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, уже отобрала 20 федеральных проектов общим объемом 342 млрд рублей.

Исходя из существующих тенденций, мы планируем, что в следующем году может быть одобрено 50-60 инвестиционных проектов.

Предполагалось, что на их поддержку будет выделено порядка 80 миллиардов рублей. Удастся ли, по предварительной оценке, освоить эту сумму?

Предполагается, что в 2008 году будет закрыто около половины предусмотренного лимита бюджетных ассигнований. Остаток средств фонда будет перераспределен для поддержки проектов в соответствии со вновь поступающими заявками.

С чем связано введение новых правил для софинансирования проектов из Инвестфонда?

Время идет, фонд работает, накапливает опыт, а вместе с опытом приходит понимание того, что правила требуют определенных изменений. В августе мы утвердили методику расчета показателей эффективности региональных инвестиционных проектов, включающую в себя порядок определения минимальной доли софинансирования проектов за счет субъектов и порядок расчета квот Инвестиционного фонда.

Не получится ли так, что софинансирование из Инвестфонда получат только "сильные" регионы, а "слабые" останутся без поддержки?

Не получится. Именно с расчетом на необходимость обеспечения равных возможностей для получения государственной поддержки в 2008 году применен такой прием, как определение квот бюджетных ассигнований фонда в отношении каждого субъекта Российской Федерации.

Размер квоты и минимальная доля софинансирования со стороны бюджета каждого субъекта Российской Федерации рассчитывались исходя из уровня бюджетной обеспеченности и индекса бюджетных расходов субъектов Российской Федерации. В расчет также принимался такой показатель, как численность населения - основного потребителя результатов реализации инвестиционных проектов.

По итогам проведения отбора региональных инвестиционных проектов в 2008 году может быть принято решение отказаться от квот - полагаем, что субъектами Российской Федерации, в том числе, как вы говорите, "слабыми", будет накоплен достаточный опыт для подготовки заявок, из которых будут отбираться наиболее проработанные и значимые.

Когда объявлялось о приеме проектов по новым правилам, некоторые представители регионов сетовали, что не успеют подготовить документы. Когда планируется объявить следующий конкурс по приему региональных проектов, как часто они будут проходить?

Да, такие опасения были, но практика показала, что субъекты были в целом готовы к такой работе, сумели мобилизоваться и представить свои заявки.

Кроме того, во многих субъектах Российской Федерации уже существовал достаточно широкий перечень тщательно проработанных инвестиционных проектов, которые ранее не реализовывались исключительно из-за отсутствия механизма их поддержки со стороны государства. Сегодня такой инструмент появился.

Наверняка при проведении первого конкурса по региональным проектам проявились основные проблемы. В чем они заключаются и как их можно решить: что здесь зависит от федеральных органов власти, что - от регионов?

Из взятых государством обязательств по финансированию в размере более триллиона рублей, многие проекты тонут в бесчисленных согласованиях и, самое главное, противоречиях с отраслевыми и территориальными планами развития.

Процедура принятия решений здесь настолько забюрократизирована, что делает практически невозможным получение денег из средств Инвестфонда. Поэтому она требует немедленного и существенного упрощения. И, что очень важно, должна быть выстроена модель финансирования на долгосрочную перспективу, поскольку реализация большей части проектов рассчитана на долгие годы и даже десятилетия.

С другой стороны, не всегда правильно понималась суть деятельности Инвестиционного фонда. Это не благотворительная организация, не поддержка отраслей промышленности, а средства для реализации конкретных проектов. Сначала только глобальных, а с этого года и для менее крупных, региональных проектов.

Что касается подготовки документации, то мы уже подготовили предложения в Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Фонда, упрощающих процедуру подготовки и рассмотрения заявок.

Какая сумма будет выделена Инвестфонду из бюджета в следующем году? Сколько денег пойдет на поддержку проектов федерального значения, а сколько - регионального?

Пока точная сумма не определена, однако уже сегодня понятно, что она будет достаточной для выполнения всех обязательств по уже отобранным проектам, и для обеспечения принимаемых обязательств по новым проектам.

В сентябре 2008 г. министерство финансов совместно с министерством регионального развития определят сумму средств, которая будет заложена в бюджете 2009-2011 годов непосредственно на реализацию проектов. А вообще нам надо переходить к планированию бюджета Инвестфонда на 10 лет вперед.

Как планируется упростить процедуру подачи заявок?

Мы рассматриваем возможность создания системы "одного окна" для рассмотрения заявок. В этом случае министерство регионального развития само занялось бы получением заключений по проектам и само оформляло все документы - по жесткой и абсолютно публичной процедуре. А после принятия решений, в кратчайшие сроки открывало финансирование.

При этом на всех этапах от создания проектно-сметной документации до окончания строительства должны быть юридически четко оформлены взаимоувязанные обязательства сторон. Чтобы государство и бизнес могли контролировать друг друга и не допускали нарушения взаимных договоренностей.

Действительно ли, как недавно сказал министр регионального развития Дмитрий Козак, уже в ближайшие годы Инвестфонд столкнется с нехваткой средств? Как может быть решена эта проблема?

По подсчетам Минрегиона России, увеличение количества отобранных проектов при сохранении текущего объема финансирования может привести к дефициту Инвестфонда более 600 млрд руб. к 2016 году.

Такая ситуация была связана исключительно с отсутствием обоснованной формулы, по которой мог бы рассчитываться объем фонда при формировании трехлетнего федерального бюджета. Сегодня такая формула выработана и, надеемся, скоро будет утверждена Правительством Российской Федерации.

Должен сказать, что даже в такой ситуации объем фонда гарантировал реализацию уже одобренных проектов. Это обязанность государства - строго выполнять принятые на себя обязательства.

В тему

Отобранные федеральные проекты:

- Комплексное развитие южной Якутии.

- "Урал промышленный - Урал полярный".

- Платная автодорога Краснодар - Абинск - Кабардинка.

- Железнодорожная линия Кызыл - Курагино.

- Транспортная инфраструктура для освоения минерально-сырьевых ресурсов Читинской области.

- Комплексное развитие Нижнего Приангарья.

- Западный скоростной диаметр Санкт-Петербурга.

- Фабрика по производству микросхем по технологии 0,045-0,065 микрона.

- Транспортная инфраструктура порта "Тамань".

- Скоростной участок железной дороги Санкт-Петербург - Хельсинки.

- Реконструкция Кузнецовского железнодорожного тоннеля в Хабаровском крае.

- Нижнекамский нефтеперерабатывающий комплекс в Татарии.

- Подготовка проекта Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области.

- Орловский тоннель под Невой в Санкт-Петербурге.

- Система водоснабжения Омска.

- Система водоснабжения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области.

- Перегрузочный комплекс "Юг-2" в порту Усть-Луга.

- Автодорога М-4 "Дон".

- Участок платной автодороги Москва - Санкт-Петербург.

- Новый выход на Московскую кольцевую автодорогу трассы М-1

Инвестиции Минэкономразвития