18.09.2008 01:00
Культура

Писатель Реваз Габриадзе не смог возглавить жюри "Киношока" из-за проблем с визой

На проходящем в Анапе кинофестивале участники переместились в Парк советского периода
Текст:  Оксана Нараленкова (Анапа)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4754)
Читать на сайте RG.RU

Битов вместо Габриадзе

С 12 по 21 сентября в Анапе проходит кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии - "Киношок".

В рамках фестиваля существует пять конкурсных программ: полнометражных фильмов, короткометражных фильмов "Границы шока", конкурс "Кино без кинопленки" (полнометражные фильмы на видео и в цифровом формате), конкурсы "ТВ Шок" (игровые телефильмы) и "КиноМалыШок", а также внеконкурсные, информационные и ретроспективные показы.

По традиции большое жюри фестиваля возглавляет деятель культуры не кинематографист. В разные годы председателями жюри становились Юрий Башмет, Даниил Гранин, Ирина Антонова, Анатолий Васильев, Роман Виктюк, Юрий Поляков, Виктор Ерофеев, Владимир Васильев, Зураб Соткилава, Святослав Бэлза, Николай Петров.

В этом году большое жюри должен был возглавить писатель и художник из Грузии Реваз Габриадзе. Однако господин Габриадзе на фестиваль приехать не смог, поскольку в срочном порядке вернулся на родину к жене, а новую визу на въезд в Российскую Федерацию получить не успел.

Его место занял президент русского ПЕН-клуба Андрей Битов. Писатель рассказал "РГ", что для него такой поворот событий стал неожиданным, однако на предложение оргкомитета фестиваля возглавить большое жюри он сразу ответил положительно и вылетел в Анапу.

- Меня с "Киношоком" связывает долгая дружба, я уже возглавлял большое жюри фестиваля. Как будем оценивать картины? В искусстве главное - человек, а не история, - считает Андрей Битов.

Игры воображения

Поиски этого человека и ведутся в кино, отобранном на фестиваль.

Конкурс "Кино без кинопленки" - это территория экспериментального кино. Работа жюри, в которое в этом году вошли режиссер Валерия Гай Германика, режиссер Павел Лабазов, кинокритик Михаил Трофименков и архитектор Нана Геташвили, сложна. Ведь как сравнить, скажем, "Игры воображения" режиссера Александра Пичугина, кстати, состоящего на учете в психоневрологическом диспансере, с документальной картиной Марии Оленевой "Конец прекрасной эпохи"? Одно кино - плод воображения одинокого человека, другое - снято на основе архива оператора Евгения Поротова, на его интервью с Иосифом Бродским и Сергеем Довлатовым.

Или документальную картину "Благие намерения" с драматическим фильмом, режиссерским дебютом художника Игоря Подольчака "Фрейлины" (Las Meninas, Украина).

Судя по "Киношоку-2008", на Кавказе по-прежнему главное - честь. В "Сванах" грузинских режиссеров Сосо и Бадри Джачвлиани рассказывается история кровной мести, а "Крепость" Шамиля Наджафзаде (Азербайджан) - это рассказ о том, как жители маленького горного села решаются защищать свой дом от нападения, отказываются от эвакуации. Кстати, в обеих картинах у главных героев русские жены.

В странах Балтии актуальны поиски собственной идентичности.

"Коллекционерша" - картина молодого режиссера из Литвы Кристины Буожюте, основной посыл которой парадоксально перекликается с девизом от режиссера Тимура Бекмамбетова в фильме "Особо опасен" - "Ты опасен, но зато - свободен".

Главная героиня картины Гайли переживает смерть отца от рака. Постепенно она замечает, что эмоциональный стресс привел к атрофии ее чувств. Но Гайли не замыкается в себе, она находит оригинальный способ для того, чтобы вновь обрести способность к переживаниям. Женщина начинает снимать провокационное видео, коллекционируя отдельные эмоции: риск, любовь, ненависть.

- Идея картины родилась, когда я стала задумываться о том, почему современные люди становятся эмоциональными, только когда смотрят себя на видео, - говорит Кристина Буожюте. - Может быть, человек может понять себя только тогда, когда сам становится актером? Ведь сейчас все пользуются видеокамерами, смотрят ролики в Интернете.

Собственно, подобную проблематику, поиск себя в современном мире, в картине "Коллекционерша" увидел и председатель жюри полнометражного конкурса фестиваля "Киношок" писатель Андрей Битов.

- Очень сложно перевести на русский язык слово identity (идентичность, самостоятельность). Но однажды знакомая переводчица предложила мне такой вариант - перевести это слово как "я", "я - сама". Это и есть самая сильная сторона этого фильма.

В Украине же пытаются переосмыслить историю страны. Специальным событием украинской программы "В фокусе - Украина" на "Киношоке" стала российская премьера фильма "Владыка Андрей" режиссера Олеся Янчука. Герой киноленты - митрополит Андрей Шептицкий, посвятивший свою жизнь борьбе за единую поместную церковь, - одна из самых масштабных и противоречивых личностей отечественной истории ХХ века. Он отстаивал украинскую независимость. Он обращался к Гиммлеру, требуя прекратить истребление евреев и использование для этой цели украинской полиции. В 1955 году, спустя одиннадцать лет после смерти Шептицкого, Ватикан инициировал процесс по причислению его к лику святых.

"Владыка Андрей" - монументальное полотно, "сотканное" на Киностудии имени Довженко. Хронометраж - 125 минут. Олесь Янчук вместе со сценаристом картины Михаилом Шаевичем признается, что хотел сделать фильм максимально толерантным.

Свободное время

Традиционно на "Киношоке" присутствует утренняя и вечерняя развлекательная программа.

Народная артистка СССР Нина Ургант рассказала:

- Я впервые в таком сказочном месте, в Анапе. Я ездила на экскурсию по святым местам. Получила огромное удовольствие. Я никогда не думала, что и здесь абсолютно каждый со мной будет здороваться, узнавать меня. Пошла вчера в магазин, взяла виноград, огурцы, что-то еще. Мне продавец сказала, что с меня она денег не возьмет, и я чувствовала себя очень неловко. А не принять подарок тоже не могу - обижу. Удивительно, что люди здесь так счастливы видеть меня. Это и для меня счастье, которое возможно только благодаря моим ролям.

В один из фестивальных дней прошел творческий вечер под названием "Парк советского периода". Народный артист СССР Владимир Зельдин поделился своими воспоминаниями:

- Я, наверное, старейший из здесь присутствующих и воспитан советской властью. Я не был коммунистом, но любил свою Родину, прошагал дорогами войны и помню Москву, когда по Садовому кольцу ходил один трамвай "Б" - Букашка, а по бульвару ходил трамвай "А" - Аннушка. Машин не было, были извозчики.

Затем Владимир Зельдин исполнил песню из кинофильма "Свинарка и пастух", напомнив публике, что всегда поет вживую.

А дальше пела "небесная ласточка", гостья из Грузии Ия Нинидзе. Это была знаменитая "Тбилисо".

"Расцветай под солнцем, Грузия моя, без тебя и жизнь мне не мила!" - разлеталось эхом над теплым анапским морем.

Кино и ТВ